Как проверить обрыв цепи мультиметром – советы электрика

Как найти обрыв и короткое замыкание в проводке автомобиля

Многие автолюбители при появлении проблем с электропроводкой тут же начинают судорожно искать знакомого автоэлектрика для решения проблемы, мотивируя это тем, что не разбираются в электричестве.

На деле же, ничего сложного нет в том, чтобы провести диагностику электрики самостоятельно. Для этого вам понадобится мультиметр и немного знаний, которые мы постараемся изложить для вас в этой статье.

Прочитайте информацию ниже, и у вас не возникнет вопросов о том, как найти короткое замыкание в автомобиле или же, наоборот, как найти обрыв провода в автомобиле.

Признаки неисправности электропроводки

Прежде чем проводить диагностику электрики автомобиля, необходимо убедиться в том, что проблема с проводкой. Перечислим основные виды неисправностей электропроводки и их признаки:

  • Короткое замыкание. Одна из самых опасных проблем с проводкой, способная вызвать опасное для здоровье задымление, и даже пожар – собственно это и есть признаки короткого замыкания в автомобиле. Важно немедленно прекратить эксплуатацию автомобиля, поскольку в перегретые от замыкания провода могут расплавить изоляцию соседних проводов и только усугубить ситуацию. Чаще всего такие проблемы заканчиваются перегоревшим предохранителем или реле.
  • Обрыв проводки. Это более безопасная неисправность, последствиями (и, одновременно, признаками) которой может стать лишь выход определённого электрического узла из строя (в некоторых случаях – и всей электрики).

Короткое замыкание в машине

Для ответа на вопрос о том, как найти короткое замыкание в автомобиле, первым делом проверьте все предохранители и реле – как правило, при замыкании один из них должен выйти из строя.

После обнаружения такого предохранителя или реле – выясните по описанию (на крышке блока предохранителей) к какому узлу он принадлежит.

Далее начинайте исследовать этот узел – осмотрите визуально все провода, идущие от него до блока предохранителей.

Обратите внимание

Если внешние признаки короткого замыкания в автомобиле не найдены, то установите мультиметр в режим измерения сопротивления, после чего отключите «плюс» проверяемого узла от блока предохранителей и от питаемого им прибора.

Затем подключите один контакт мультиметра к плюсовому проводу, второй контакт – к массе. Если короткого замыкания нет, то сопротивление на мультиметре будет равно единице. В противном случае – «плюс» где-то касается «минуса».

Поиск обрыва проводки в автомобиле

Для того чтобы проверить авто на утечку тока мультиметром – вам понадобится произвести всё те же действия. Замер сопротивления является показателем наличия контакта или его отсутствия. При отсутствии контакта сопротивление стремится к бесконечности (или цифре «1» на приборе).

При наличии контакта, сопротивление должно в идеале стремиться к нулю (сем меньше – тем лучше).

Так вот, чтобы проверить обрыв проводки, нужно подключить мультиметр к двум контактам, подозреваемым в обрыве и замерить сопротивление, повторимся — единица на экране мультиметра будет обозначать обрыв.

Во избежание повторения обрыва – не скручивайте провода руками. Используйте только паяльник и специальную термоусадку. Если обрыв в клемме, то перед ремонтом обязательно зачистите её.

Как проверить авто аккумулятор мультиметром

Если у вас появилось подозрение в плохой работе аккумуляторной батареи, то здесь вам в помощь, опять же, мультиметр. Итак, вооружитесь мультиметром, настроенным на замер напряжения (20В):

  • Отключите одну клемму и подсоедините красный контакт к «плюсу», а чёрный – к «минусу». Нормальное напряжение должно быть в пределах 12,4 – 12,8 Вольт. Важно производить замер минимум через час после остановки двигателя.
  • Замерьте напряжение под нагрузкой, равной числу, в два раза большему ёмкости. Например, если ёмкость 75 Ам/час, то нагрузка должна составлять 150 Ам. Если напряжение проседает ниже 9 Вольт, значит с АКБ вашего автомобиля что-то не так (недозаряд, либо выход из строя). После отключения нагрузки напряжение должно восстановиться за 5-10 секунд.

(Пока оценок нет)Загрузка…

Источник: https://olade.ru/kak-najti-obryv-i-korotkoe-zamykanie-v-provodke-avtomobilya

Как прозвонить провода при помощи мультиметра

Ситуации, когда в доме ломается что-либо, связанное с электричеством, довольно распространены. Например, не работает розетка или выключатель, перегорела лампочка, и так далее. Если вы предпочитаете все ремонтные работы выполнять самостоятельно, обзаведитесь специальным прибором – мультиметром.

Таким универсальным тестером можно прозвонить практически любое устройство: обычную лампочку, светодиод, различные провода и шнуры, выключатель, а также многое другое. Кроме этого, при помощи этого устройства можно легко определить целостность проводов и найти обрыв в скрытой электропроводке.

Сегодня мы рассмотрим основные методы работы с тестером, а также нюансы прозвонки некоторых электротехнических устройств.

Прозваниваем провода

Бывают ситуации, когда возникает необходимость проверить целостность проводов. Это случается, например, если исправный прибор не работает.

Рассмотрим порядок прозвонки мультиметром на примере сетевого шнура для подключения системного блока:

  • Включаем тестер в режим омметра;
  • Проверяем работоспособность прибора. Для этого нужно соединить щупы. Исправное устройство выдаст звуковой сигнал и покажет значение 0 или близкое к этому;
  • Теперь можно приступать к проверке работоспособности провода;
  • Поочередно проверяем все концы на вилке и разъеме, поочередно замыкая их щупами;
  • Если тестер никак не реагирует, значит, вы проверяете два разных провода;
  • Для исправной жилы такого кабеля значение сопротивления будет в пределах 2–3 Ом;
  • Если тестер показывает 10 или более Ом, это означает, что именно эта жила оборвана. Такой кабель подлежит замене или ремонту.

Прозвонка электропроводки

Чтобы проверить скрытую проводку на целостность цепи, применяют подобный метод, но с определенными отличиями. Разберем, как можно прозвонить проводку тестером:

  • Для этого, прежде всего, нужно обесточить линию: выкрутить пробки или отключить центральный автомат;
  • Затем провода, требующие диагностики, нужно освободить: например, раскрутить скрутку в распределительной коробке и открутить клеммы, расположенные в розетке;
  • После этого два конца замыкаются между собой. Это можно сделать с любой стороны: в коробке или розетке;
  • Теперь включается тестер, проверяется на работоспособность (как и в предыдущем варианте, методом замыкания щупов между собой);
  • Щупы прибора прикладываются к незамкнутым концам проводки;
  • Если цепь не повреждена, раздастся звуковой сигнал, а на дисплее отобразится значение сопротивления (должно быть около нуля).

Прозвонка светодиода

Мультиметром также можно проверить светодиод на работоспособность. При работе следует знать два главных фактора, которыми светодиод отличается от обычного диода:

  1. В обычных диодах прямое напряжение составляет 0,6–0,7V. Светодиод имеет этот показатель в пределах 1,5–3,5V, все зависит от цвета;
  2. Еще одним отличием является наличие низкого обратного напряжения, которым обладает светодиод. Эта особенность приводит к тому, что светодиод часто выходит из строя при неправильном подключении.

Теперь рассмотрим порядок действий, чтобы прозвонить светодиод тестером и убедиться, что он работоспособен:

  • Для этого включаем тестер в положение проверки диодов;
  • Красный щуп подносим к аноду (плюс на плате), а черный – к катоду (минус).

Исправный светодиод должен засветиться. При перепутывании контактов вероятность выхода светодиода из строя очень мала: мощность мультиметра минимальна.

Если в тестере есть вывод для прозвонки транзисторов, его можно использовать, чтобы проверить выводной светодиод на работоспособность. Для этого нужно просто вставить анод и катод в соответствующие разъемы. Для секции PNP катод вставляется в коллектор (C), а анод подключается к эмиттеру (E). При включении в секцию NPN, полярность подключения меняется прямо противоположно.

Проверяем электрический тэн

Также мультиметром можно прозвонить электрический водонагревательный тэн. Для этого щупы прибора нужно приложить к контактным пластинам тэна. Если показания сопротивления будут небольшими, то нагревательный элемент исправен. При очень больших значениях или единице (в зависимости от модели), тэн поврежден и требует замены.

Очень важно для бойлеров и других водонагревательных устройств прозванивать контакты тэна на пробитие на корпус.

Важно

Для этого щуп подсоединяется к одному из контактов, а второй – на корпус нагревательного устройства.

Если тестер показывает определенное значение – в этом тэне произошло повреждение внутренней изоляции. Для предотвращения поражения электротоком, нагревательный элемент нужно заменить.

Прозваниваем лампу

При помощи мультиметра можно прозвонить лампу, чтобы проверить ее на работоспособность. Для этого один щуп прикладывается на нижний контакт, а второй – на боковой. Если цепь не оборвана, тестер издаст звуковой сигнал. Нормальными показаниями сопротивления для лампы накаливания является значение до 200 Ом.

Люминесцентные лампы трубчатого вида имеют две спирали. Поэтому прозванивать нужно обе пары контактов.

Проверяем предохранитель

Тестером можно проверить любой предохранитель, приложив щупы к разным концам. Если плавкая вставка целая, прибор издаст звуковой сигнал и покажет сопротивление в 0 Ом.

Подобным образом можно прозвонить автоматическую пробку. Предохранителем в ней выступает биметаллическая пластинка, которая размыкает контакты при превышении нагрузки или коротком замыкании. Поэтому при проверке такой пробки нужно убедиться, что она «взведена» в рабочее положение.

Отдельно отметим, что проверить трансформатор или двигатель одним мультиметром не удастся. В трансформаторе можно прозвонить лишь целостность обмоток, а у электродвигателя – отсутствие обрыва в обмотке статора или якоря. Более тщательная проверка и прозвонка этих устройств производится в специальных мастерских, где есть более мощное и дорогостоящее оборудование.

Подводим итоги

Теперь вы знаете, как при помощи мультиметра можно прозвонить отдельные провода и скрытую электропроводку. Рассмотренные способы проверки светодиода, электротэнов и ламп, также будут полезными для самостоятельного применения.

Источник: https://voltland.ru/izmereniya/kak-prozvonit-provoda-multimetrom.html

Проверка на обрыв. Проверка сопротивления

В целях вашей безопасности и безопасности других проводите рекомендованные здесь тесты каждый раз, когда работаете со стационарной электропроводкой вашего жилья. Хотя эти тесты не следует считать заменой официальных испытаний энергонадзора, тем не менее если ваша работа их успешно пройдет, то она, скорее всего, удовлетворит и требованиям строительных норм.

Контрольно-измерительные приборы

Есть множество различных контрольно-измерительных приборов, или тестеров. Вполне надежные тестеры можно приобрести по доступным ценам. 

Аналоговый мультиметр, цифровой мультиметр, пробник напряжения.

Мультиметры

Мультиметры (универсальные измерительные приборы, авометры) показывают значения различных электрических параметров. Как цифровые, так и аналоговые приборы имеют режимы измерения напряжения, тока, сопротивления и других величин. При проверке сопротивления изоляции или неразрывности (отсутствия обрыва) цепи прибор надо выставить на измерение сопротивления.

1. Сопротивление изоляции. Установите диапазон самых больших значений сопротивления.

Для замера сопротивления изоляции установите переключатель на диапазон самых больших значений сопротивления (1); при проверке неразрывности цепи — на диапазон самых малых значений (2).

2. Неразрывность цепи. Установите диапазон самых малых значений сопротивления.

У некоторых мультиметров можно включить звуковой сигнал, свидетельствующий об отсутствии обрыва.

В случае аналогового (стрелочного) прибора показания у края шкалы с наименьшими значениями говорят о неразрывности цепи. Стрелка у другого конца шкалы (с наибольшими значениями) свидетельствует о наличии обрыва в цепи. Цифровой прибор подтверждает отсутствие обрыва в цепи значениями сопротивления менее 10 Ом.

Состояние изоляции удовлетворительное, если аналоговый авометр показывает миллионы Ом (мегомы — МОм), а цифровой — более 10 МОм.

Тестирование

Совет

Проведите тесты, чтобы проверить исправность электропроводки. Официальные испытания проводятся специалистами с помощью специальных приборов, и результаты могут отражаться в соответствующем документе.

Для проверки работоспособности мультиметра соедините два щупа вместе в режиме измерения сопротивления — прибор должен показать ноль. При разъединенных щупах он должен показывать бесконечность.

Изготовители цифровых мультиметров используют цифру 1 (без каких- либо других цифр после запятой или точки, отделяющей дробную часть) для обозначения бесконечности, что означает просто очень большое сопротивление.

Пробник сетевого напряжения

Такие пробники (индикаторы) используют для проверки наличия напряжения в данном месте сети. Обычно они способны обнаруживать переменное напряжение в диапазоне 125 — 250 В.

При покупке убедитесь в том, что данный пробник рассчитан на напряжение 230 В, а не 12 В (такие пробники предназначены для проверки электропроводки автомобиля).

Использование пробника напряжения

Прикоснитесь к нейтральному контакту одним щупом, а к фазному – другим. Если индикатор загорелся, то в цепи есть напряжение.

Отключена ли электроэнергия?

После отключения электроэнергии на щитке проверьте пробником, что контакты и провода обесточены, прежде чем начинать что-то делать с ними. Обязательно проверяйте работоспособность пробника до и после использования на цепи, в которой точно есть напряжение.

Коснитесь одним щупом нейтрального контакта/провода, а другим — фазного: если индикатор загорелся, то цепь находится 

под напряжением. Если индикатор не светится, проверьте снова — теперь между заземляющим контактом/проводом и по очереди фазным и нейтральным. Если индикатор не загорается, можно полагать, что напряжения в цепи нет, — при условии, конечно, что вы проверили сам пробник.

Читайте также:  Монтаж трехфазного электрощитка своими руками - советы электрика

Защитные приборы

В ходе официальных испытаний используют специальную аппаратуру, с помощью которой проверяют, срабатывают ли защитные приборы (автоматы, ВДТ и РОР) в промежутки времени, установленные в нормативных документах. Эти тесты выходят за рамки данной книги.

Однако вы можете по крайней мере проверить, работает ли прибор, нажав контрольную кнопку ВДТ, РОР или переключив рычажок автоматического выключателя. Проверяйте эти приборы каждый раз, когда занимаетесь электромонтажными работами в доме, а также через регулярные интервалы — примерно через три месяца.

Нажмите контрольную кнопку ВДТ. Нажмите кнопку «Т» («Тест»). В окошке должен появиться красный индикатор, и автомат, на котором установлен POP, должен отключиться.

Проверка на обрыв

Проверка на обрыв, или проверка неразрывности, цепи определяет наличие электрического соединения между двумя точками, например между двумя концами провода. Она выполняется с помощью мультиметра в диапазоне самых малых сопротивлений.

Прикоснитесь щупами прибора к разным концам провода. Малые значения сопротивления говорят об исправности цепи. Большие значения указывают на плохой контакт или обрыв цепи.

Так можно проверить, не перегорел ли плавкий предохранитель, нет ли обрыва в цепи или работоспособен ли нагревательный элемент.

Проверка на обрыв. Одним щупом прибора коснитесь одного конца провода, а вторым щупом – другого конца того же провода. Малые значения говорят об отсутствии обрыва цепи.

Проверьте цепь на обрыв между двумя концами фазной жилы.

Обратите внимание

Повторите для нейтральной (черной или голубой) жилы, а затем для заземляющей (зелено-желтый).

Малые значения (малые сопротивления) означают, что в жилах нет обрыва, как и должно быть. Если тестер показывает высокое сопротивление, то осмотрите каждую розетку, монтажную коробку и т. п. для проверки надежности контактов, после чего снова проведите проверку цепи на обрыв.

Проверка сопротивления изоляции

Этот тест предназначен для того, чтобы убедиться в отсутствии утечки тока через изоляцию между двумя проводниками, например между фазным и нейтральным.

Если утечка тока произойдет, то возможны опасный перегрев, чреватый пожаром, либо короткое замыкание и срабатывание автомата.

Следует проверять все цепи, с которыми вы работаете. Убедитесь, что напряжение отключено, выньте из розеток все электроприборы этой цепи и выключите все выключатели, в том числе выключатели всех стационарных приборов.

На щитке найдите провод нужной цепи и отсоедините его от клеммы. Если вы делаете новую цепь, то сначала проведите этот тест перед окончательным подсоединением к щитку.

Установив мультиметр на самые большие значения сопротивления, приложите один щуп к фазной жиле, а второй — к нейтральной. Если показания прибора низкие,

то изоляция вызывает подозрения и должна быть проверена. Если показания высокие — порядка мегомов — то сопротивление изоляции удовлетворительное. Повторите этот тест между фазной жилой и заземляющей, а затем между нейтральной и заземляющей жилами, обращая внимание на низкие значения сопротивления.

Проверка подозрительной цепи

Отключив напряжение на щитке, проверьте подозрительную цепь, включая все розетки, выключатели, монтажные коробки и т. п., начиная с тех, с которыми работаете.

Типичные причины низкого сопротивления изоляции следующие:

•              Сырая стена или вода, затекающая в электроустановочное устройство.

•              Гвоздь или шуруп, пробивший провод.

•              Повреждение грызунами.

•              Старая резиновая изоляция.

•              Провода, пережатые в ходе неосторожной замены или ремонта розетки/выключателя. 

Источник: http://www.eti.su/articles/over/over_1474.html

Ремонт электропроводки автомобиля: как проверить проводку авто, приборы для диагностики, порядок замены

Неисправности проводки автомобиля приводят к серьезным проблемам при эксплуатации машины – от некорректной работы датчиков и устройств, бортового компьютера и автоматики до полного выхода из строя дорогостоящего электрооборудования.

Помните, что короткое замыкание цепей бортовой сети может привести к возгоранию автомобиля.

Важно

Поэтому неисправности электрооборудования и электрики следует устранять сразу же при их обнаружении – не стоит откладывать ремонтные работы «в долгий ящик».

Выполнить ремонт электропроводки автомобилей можно как самостоятельно, так и в автосервисе. Основная трудность заключается в поиске неисправностей – обрывов, вышедших из строя реле, предохранителей и блоков, поломок отдельных элементов и устройств автоэлектрики.

Распространенные неисправности электрооборудования машины

К автоэлектрике относятся различные системы, детали, устройства и элементы транспортного средства – система зажигания, аккумулятор и генератор, цепи бортового компьютера, предохранители, датчики, блоки реле, различные электронные датчики, автосвет, а также автоэлектроника – климатическая система, аудиосистема, автоматика и системы безопасности. Необходимо учитывать особенности автомобильной электропроводки для того, чтобы оперативно найти и устранить неисправность в бортовой сети.

К часто встречающимся проблемам с электрооборудованием относятся:

  • Выход из строя аккумулятора. Это может быть следствием недостаточной плотности электролита, повреждений корпуса с протечкой электролита, разрушения пластин, значительного окисления клемм аккумулятора.
  • Поломки генератора – обрывы обмоток, проблемы с реле напряжения, выход из строя диодного моста, износ щеток, подшипника.
  • Проблемы с системой зажигания. Речь идёт о неисправностях свечей, катушки зажигания, об обрыве цепи или окислении контактной группы.
  • Деформации электропроводки – окисление в местах соединения (вводах, контактах, клеммах), обрывы, разрушение изоляции проводов, короткое замыкание проводки, нарушение целостности скруток.
  • Выход из строя компонентов электроники. Имеются в виду неисправности различных электротехнических приборов в цепях, устройствах и электрооборудовании авто (проводники, диоды, предохранители, конденсаторы).

Как проверить проводку

Провести диагностику электрооборудования можно с помощью вольтметра, омметра или мультиметра, специальных диагностических стендов. Проводится и компьютерная диагностика, во время которой происходит считывание кодов ошибок и основных показателей бортовой сети машины. Для самостоятельной проверки цепей и поиска неисправностей электрики достаточно одного мультиметра или сигнальной лампы.

Используем мультиметр

Предохранители в бортовой сети считаются наиболее «слабым» звеном в плане долговечности. При нештатных ситуациях (например, при коротком замыкании) предохранительные элементы «берут удар на себя», защищая остальную электрику и электрооборудование машины. Предохранители восстановлению не подлежат и во время ремонта заменяются.

Проверяем напряжение

Перед тем, как проверить проводку в автомобиле, необходимо замерить напряжение электрической цепи между отдельными компонентами и электрооборудованием. Прозвонить можно так:

  • Установить мультиметр в режим вольтметра.
  • Подсоединить один щуп измерительного прибора к «минусу» аккумуляторной батарее либо к массе машины.
  • Второй щуп подсоединить к подающему проводу цепи.

Если на дисплее прибора появляется определенное значение, то на данном участке цепи электрической схемы есть напряжение. Можно сравнить значения с требуемыми в соответствии с руководством по эксплуатации автомобиля.

Ищем короткое замыкание

После измерения напряжения выполняют поиск короткого замыкания цепей. Для этого потребуются либо мультиметр, либо сигнальная лампа. Что касается лампы, то при исправной проводке и отсутствии замыкания она не должна загораться.

Замыкание проводки, как и отсутствие напряжения (нулевое или бесконечное сопротивление в электрической цепи), свидетельствует о неисправностях в одном из 2-х компонентов:

  • Потребителя – электрооборудования, устройств, предохранителей, блоков.
  • Проводки – обрыв или замыкание проводов, плохие контакты проводки в месте соединения с потребителем.

Проверку на замыкание можно выполнить и в режиме вольтметра. Для этого на проверяемом участке необходимо извлечь все предохранители, подключить щуп к клеммам предохранительного элемента. Значение «0» на экране свидетельствует о наличии замыкания в цепи. Если при попытке пошевелить провода в цепи появляется напряжение, значит, замыкание вызвано именно проводкой, потребуется замена проводов.

Проверяем качество заземления

В автомобилях используется однопроводная схема электропроводки – это означает, что «минус» идет на массу (кузов) машины. Однако коррозия металлических деталей, их окисление и разрушение, «разбалтывание» приводят к нарушению заземления и, как следствие, к нарушению контактов бортовой цепи.

Проверка заземления, как и других элементов электрики авто, осуществляется с помощью мультиметра. Порядок действий следующий:

  1. Отключение АКБ.
  2. Подсоединение одного щупа мультиметра к кузову (металлическим деталям) машины.
  3. Подсоединение второго щупа к заземляющему элементу или месту соединения проводки.

Выведенное на экран прибора значение следует сравнить с заводскими данными (руководство по эксплуатации авто). Если значения сильно расходятся, то необходимо провести восстановление заземления – зачистить металл в месте соединения, проверить надежность крепления.

Проверяем целостность цепи

Соединение проводов в электрической цепи автомобилей – одно самых уязвимых мест во всей электрике машины. Помимо разрушения изоляции, нарушения целостности и обрывов в местах соединения здесь также нередко возникает окисление контактов.

Определить дефекты можно не только с помощью измерительного прибора, но и визуально. Если целостность цепи нарушена именно в месте соединения, то потребуется пайка проводов с разъемами.

В противном случае необходимо найти поврежденный участок, для чего понадобятся сигнальная лампа или мультиметр.

Ремонт электропроводки автомобиля

Прозвонку и восстановление электропроводки автомобиля можно выполнить самостоятельно или в автосервисе.

После определения неисправных участков, где имеются повреждение проводов, замыкание или обрыв, осуществляют их пайку либо полную замену.

Обычная скрутка с последующим обжимом является не полноценным ремонтом, а лишь временной мерой – учитывайте это, если у вас нет возможности припаять места обрывов.

Провода подбираются с такими же характеристиками, что и имеющиеся поврежденные (сопротивление, металл).

Не следует устанавливать слишком длинные провода с «запасом», перекрученная открытая проводка под действием негативных факторов (перепады температур, влага, грязь) быстрее разрушается – это может привести к короткому замыканию цепи. При замене жгутов проводов с разъемами убедитесь, что контактные группы перед работами полностью зачищены от окисления.

Уязвимым элементом электрики авто также считаются монтажные блоки, расположенные в подкапотном пространстве. Из-за разрушающего воздействия перепадов температур и влаги возможно нарушение защитного покрытия и последующих дефектов дорожек, разъемов для подключения жгутов проводов, реле, конденсаторов.

Ремонт монтажных блоков, состоящих из монтажных плат, предохранителей и электротехнических компонентов, включает в себя пайку для восстановления дорожек и покрытие специальным защитным лаком, а также замену неисправных элементов и проводки, разъемов, зачистку контактных групп от загрязнений, окислений.

Замена проводки авто

При замене проводки в автомобиле обязательно отключают питание, в том числе отсоединяют и АКБ. Конечно же, это не мера предосторожности против удара током, а защита электрооборудования автомобиля от вероятного короткого замыкания, которое может возникнуть при проведении ремонтных работ.

Иногда замену можно выполнить за 10-15 минут – например, если повреждены провода питающей цепи «АКБ-генератор». Если же нарушена целостность проводки в салоне, есть проблемы с заземлением, короткое замыкание в цепи бортового компьютера, то работы отнимут гораздо больше времени.

И главное здесь – не ошибиться, поскольку неправильное подключение проводов (например, при нарушении полярности) может вызвать короткое замыкание, повреждение дорогостоящего электрооборудования и даже возгорание.

Совет

При отсутствии опыта в электротехнике и электромонтажных работах лучше обратиться в специализированный сервис за услугами автоэлектрика-профессионала.

Источник: https://ddcar.ru/blog/elektrika/kak-otremontirovat-elektroprovodku-avtomobilya

Как прозвонить провода мультиметром

Если стоит задача проверить электрическую цепь на отсутствие разрывов (утечек), то необходимо ознакомиться с тем, как прозвонить провода мультиметром.

Специализированный измерительный прибор незаменим при тестировании проводки.

И даже если вы не профессиональный электрик, разобравшись с основными правилами безопасного использования мультиметра, вы сможете без труда определить проблемные участки в домашней электросети.

Ответить на данный вопрос можно несколькими словами — при обрыве токопроводящей жилы или нарушении целостности ее изоляции.

Уточним данный ответ и рассмотрим типичные ситуации:

  • Допустим, перестала работать розетка или выключатель. После того, как убедились, что дело не в соединениях (в том числе и в распределительной коробке) и не лампочке (светильнике), целесообразно прозвонить провода на данном участке. Если целостность проводки будет нарушена, мультиметр просигнализирует об этом.
  • Развивая первый пример, можно отметить, что подобные ситуации не редкость при ремонтных работах (сверление отверстий) и коротких замыканий по причине ветхости проводки, перегрузок сети.
  • Нетипичное, но довольно действенное применение прозвонки мультиметром — определение нужных жил на больших участках проводки. Этот способ уместен, когда цветовая маркировка проводов не позволяет точно определить нужный проводник.
  • Также, в быту прозвонка позволяет определить целостность электроприборов (лампа, утюг, выключатель, предохранитель). А если вы хорошо разбираетесь в электронике, то при пайке, ремонте печатных плат и иных приборов прозвонка схем является обязательным этапом.

Мультиметр для прозвонки проводов

Что нужно знать о данном приборе? Во-первых, стоит отметить ценовое разнообразие и доступность. Даже недорогие мультиметры способны безупречно справиться со множеством поставленных задач, в том числе, и с прозвонкой проводов.

Читайте также:  Ноль и земля в чем разница - советы электрика

Рассмотрим более детально типичный бюджетный вариант. Ознакомимся с конструкцией, компоновкой и определим его функционал.

Как видно типовой прибор имеет цифровой дисплей, органы управления и гнезда для подключения щупов.
Расшифруем основные режимы мультиметра:

  • OFF – прибор выключен (на некоторых приборах для этого есть специальная кнопка).
  • ACV (может обозначаться V~) – измерение переменного напряжения.
  • DCV (может обозначаться V…) – измерение постоянного напряжения.
  • ACA (может обозначаться A~) – измерение переменного тока.
  • DCA (может обозначаться A…) – измерение постоянного тока.
  • Ω — измерение сопротивления.
  • hFE – измерение параметров транзисторов.
  • ->Ι- – проверка проводимости (прозвонка цепи).

Гнезда для подключения щупов маркируются следующим образом:

  • COM(-) – общее гнездо для подключения черного провода.
  • VΩmA(+) – гнездо для подключения красного провода.
  • 10A…MAX – гнездо для подключения красного провода при измерении постоянного тока, максимальное значение которого не превышает 10 Ампер.

В рамках рассматриваемого вопроса будут рассмотрены только два режима мультиметра:

Режим измерение сопротивления.
Режим проверки проводимости (прозвонка).
Наличие звукового сопровождения при проверке проводимости.

Принцип прозвонки и определения сопротивления

Если внимательно рассмотреть мультиметр, то можно заметить, что режим прозвонки (проверки диодов) находиться в зоне измерения сопротивления. Простыми словами, прозвонка объединяет в себе определение сопротивления проводника, анализ полученных данных и вывод результата с дополнительной подачей звукового сигнала.

Чтобы разобраться в принципе прозвонки, достаточно для начала знать закон Ома. Он гласит: «сила тока в проводнике прямо пропорциональна напряжению на его концах (разности потенциалов) и обратно пропорциональна сопротивлению этого проводника». Исходя из данного правила, сопротивление R = U ⁄ I, где I – сил тока, U – напряжение в сети.

Зная, как определяется сопротивление, остается понять, откуда берется сила тока и напряжение при замерах (по технике безопасности проверяемая цепь должна быть предварительно обесточена). Все просто.

В мультиметре имеется источник питания, с помощью которого создается напряжение и подается ток.

Сопоставляя исходные данные с величиной потерь, вызванных подключением к измеряемому резистору, проводу или лампочке, вычисляется конечный результат (единица измерения — Ом).

Безопасная и правильная работа мультиметром

Работа с электрическими приборами и сетями должна быть безопасной. Это правило относиться и к процедуре прозвона проводников мультиметром. Выделим основные рекомендации, которых нужно придерживаться перед началом и в ходе работ: 

  1. В первую очередь, цепь должна быть полностью обесточена посредством выключения автомата в распределительном щит, извлечения элементов питания (если рассматриваемый объект — электронный прибор).
  2. Имеющиеся в цепи конденсаторы должны быть разряжены закорачиванием. Иначе, при измерительных работах мультиметр может выйти из строя.
  3. Для удобства при прозвонке рекомендуется на концах измерительных проводов использовать специальные наконечники («крокодилы»). Данные приспособления создают надежный контакт с исследуемым проводником и, при этом, освобождают руки.
  4. Пытаясь зафиксировать щуп, не рекомендуется прикасаться пальцами рук к оголенным проводам и кончику щупа. В противном случае, полученные результаты могут быть некорректными.

Как прозвонить провода на конкретном примере

В качестве примера рассмотрим стандартную сеть проводки в квартире или частном доме. В идеале, все электро коммуникации должны быть выполнены в соответствии с нормативами, все потребители разделены (сгруппированы) и каждая цепь запитана в распределительном щите через определенный автомат.

Условие: в одной из комнат перестала работать розетка. Задача: выявить причину неисправности. Решение:

Первый шаг — проверка распределительного щита на предмет срабатывания автоматики. Если все автоматы находятся во включенном положении, то необходимо обесточить исследуемую линию (либо всю квартиру).
Теперь, для исключения банальной версии неисправности самой розетки, ее нужно извлечь из подрозетника, визуально осмотреть на наличие дефектов и плохого контакта. Обычные розетки имеют простую конструкцию. Более дорогие модели, имеющие в качестве зажимов клеммники, лучше дополнительно прозвонить.
Убедившись, что розетка рабочая, необходимо проверить соединение проводов в распределительной коробке. Если в комнате имеется несколько распределительных коробок, то нужная будет находиться над неисправной розеткой или в непосредственной близости.
В распределительной коробке основной кабель разрывается, соединяется с жилами розетки и далее отходит к следующему потребителю (распределительной коробке).
Как видно из примера, в распределительной коробке находиться три скрутки (фаза, ноль, земля). При прозвонке кончик одного щупа должен касаться оголенной скрутки. Вторым щупом поочередно  проверяется контакты розетки. Либо, если удобно, один щуп фиксируется в контакте розетки, а вторым поочередно проверяются скрутки в распределительной коробке.

Рассмотрев основную последовательность действий, отметим важные моменты и особенности при измерениях:

  • На этапе проверки скруток в распределительной коробке, при отсутствии видимых дефектов, дополнительно можно проверить соединения под напряжением. Для этого подайте ток включив автоматы в щите. Если имеются сомнения в цветовой маркировке проводов, то фазу можно определить с помощью индикаторной отвертки (при контакте с фазной жилой в отвертке загорается индикатор или подается звуковой сигнал). Для поиска рабочего и защитного зануления потребуется мультиметр. После того, как фазная жила (L) найдена, на мультиметре выставляется режим ACV (может обозначаться V~ измерение переменного напряжения) на отметке выше 220 В, фазный щуп красного цвета фиксируется на фазной жиле, а черным щупом определяется ноль и земля. При контакте с рабочим занулением (N) прибор будет отображать напряжение в пределах 220 Вольт. При касании щупом защитного зануления (PE) – показания будут ниже 220 Вольт. После проверки квартира (комната)  опять должна быть обесточена.
  • Следующий момент. Не всегда можно быть точно уверенным, что провода от изучаемой розетки отходят в ближайшую распределительную коробку. Бывает, что розетки в обход распределительных коробок запитывают с ближайшими розетками. Также распространена связка, когда две розетки в смежных комнатах монтируют в одной точке общей стены. Все это нужно анализировать и учитывать.
  • Вопрос удобства измерений очень актуален. Ведь, как правило, розетка и распределительная коробка находятся на значительном удалении, а измерительные щупы мультиретра часто имеют длину 30 — 50 см. В этом случае, для удобства, в розетку можно вставить перемычку (соединить два контакта), а прозвонку выполнять непосредственно в распределительной коробке. Более точное измерение можно выполнить, если соединить розетку с исправным удлинителем.

Настройка мультиметра перед прозвонкой

Режим прозвонки

Перед началом замеров переключатель на мультиметре нужно выставить в режим прозвонки (->Ι- и значок зуммера).

Концы измерительных проводов с щупами нужно установить в соответствующие гнезда. Черный провод — в гнездо СОМ, а красный – в гнездоVΩmA. Данная комбинация позволит соблюдать полярность при проведении измерений, однако в случае проверки целостности проводов прозвонкой роли никакой не сыграет.

Далее, чтобы убедиться что мультиметр исправен, черный и красный щуп нужно замкнуть друг с другом. При этом должен прозвучать сигнал (если имеется зуммер), а на экране высветиться значение близкое или равное нулю.

Показания мультиметра при прозвонке

Проверяя целостность провода, в первую очередь нужно позаботиться, чтобы его концы были очищены от изоляции. Прикасаясь щупами мультиметра к оголенным концам, вы получите определенный результат:

  1. Провод целый. В этом случае прозвучит сигнал, а показание прибора будет равно нулю () или значению сопротивления проводника (оно должно стремиться к нулю, например 0,01).
  2. Провод поврежден. Об этом свидетельствует единица (1), отображенная на экране и отсутствие сигнала зуммера. Единица показывает, что уровень сопротивления между щупами выше, чем предел измерений.

Как проверить целостность провода в режиме определения сопротивления

В мультиметрах, где отсутствует функция прозвонки, проверку целостности провода можно осуществлять в режим измерения сопротивления.

Определение сопротивления мультиметром

В данном случае щупы подключаются также, как и при прозвонке, а прибор выставляется в режим определения сопротивления ().

Начинать измерения нужно на самом минимальном пороге шкалы прибора — например 200 Ом. Все действия такие же, как и при прозвонке. Нужно лишь следить за показаниями прибора. Если провод цел, то на дисплее отобразиться величина его сопротивления. Если есть обрыв, то сопротивление не отобразиться (OL — состояние перегрузки).

Видео по теме

Как видно, мультиметр, являясь специализированным прибором, очень востребован в быту. Рассмотренный режим прозвонки и определения сопротивления позволяет с легкостью диагностировать обрыв или замыкание в электропроводке (электрооборудовании).

Источник: https://poweredhouse.ru/kak-prozvonit-provoda-multimetrom/

Как мультиметром прозванивают провода: пошаговая инструкция, способы и рекомендации :

При ремонте квартиры всегда следует уделять внимание электропроводке. Вызов специалиста для устранения неисправностей домашней электросети обойдется дорого.

Если выполнять необходимые правила, ремонтом электричества можно заниматься самостоятельно. Ничего сложного здесь нет, чтобы понять, как мультиметром прозванивают провода. Достаточно обладать знаниями на уровне школьного курса физики.

При этом следует помнить, что основой всех работ с электричеством является техника безопасности.

Что такое мультиметр

Мультиметр – это цифровой измерительный прибор обычно китайского производства. С его помощью измеряют ток, напряжение и электрическое сопротивление. Он содержит:

  • дисплей, на котором изображаются числовые значения измеряемых параметров;
  • переключатель режимов работы;
  • гнезда для щупов;
  • 2 гибких провода черного и красного цвета.

Для новичка прибор вначале покажется сложным, но для проверки электрических цепей его использовать просто, установив переключатель на измерение сопротивления. Эта функция применяется при проверке электропроводки в квартире. Данный режим устанавливается в секторе измерения сопротивлений на самый нижний предел (200 Ом) или значок диода с сигналом.

Щупы следует подключить к гнездам COM и VΩmA. Перед тем как мультиметром прозванивают провода, сначала проверяют его исправность путем замыкания щупов. Прибор должен показать нулевое сопротивление или чуть больше. В режиме прозвонки динамик мультиметра издает характерный писк.

Этот диапазон устанавливается при выяснении ответа на вопрос о том, как прозвонить провода на замыкание мультиметром.

Отличное от нуля сопротивление получается при малой емкости батареи питания тестера. Если цепь не замыкается, прибор показывает бесконечное сопротивление (цифра “1” на экране).

Проверка исправности изоляции

Изоляцию проверяют с одного конца кабеля. Концы жил зачищают, а мультиметр устанавливают на диапазон мегаом (самый верхний предел). Затем проверяют отсутствие пробоя между жилами. Поскольку между ними есть небольшая емкость, показания прибора начнут меняться, а после зарядки на индикаторе должна появиться “1”, что означает, что сопротивление превышает измеряемый диапазон.

Когда прибор показывает какое-то значение, это говорит о некачественном кабеле, влиянии высокой влажности или присутствии электромагнитных помех. Стабильные значения отражают неисправность изоляции, а постоянное изменение показаний на дисплее означает наличие помех. Таким способом проверяют исправность проводки, находящейся в стене помещения с повышенной влажностью.

При измерении больших значений сопротивлений руками не следует касаться оголенных щупов, так как это создает значительные погрешности.

Проверка целостности кабельной продукции

Для измерений по цепи пропускают слабый электрический ток от элемента питания мультиметра, а прибор указывает величину сопротивления. Целью может быть нахождение двух концов одной жилы или целостности провода.

Погрешность измерения в технологии того, как прозвонить провода мультиметром, здесь не имеет значения – либо по цепи течет ток, либо нет.

Если кабель исправный, каждая его жила проводит электрический ток, а между отдельными проводниками отсутствует короткое замыкание.

Проверка кабеля на наличие обрыва

При прозвонке выполняются следующие действия.

  1. Переключатель мультиметра устанавливается в положение 200 Ом.
  2. Щупами поочередно проверяется на обрыв каждая жила.
  3. Показания прибора правильно классифицируются. Если сопротивление не превышает 2 Ом, то провод исправен. Когда отметка доходит до 10 Ом, это означает, что где-то появился неплотный контакт или частичный обрыв.

Прозвонка проводки между распределительными коробками

В распределительной коробке сложно разобраться в подключениях. Опять же здесь применяется способ того, как мультиметром прозванивают провода. Для этого нужен дополнительный проводник, длина которого превышает расстояние между коробками.

  1. Сначала отключают электричество в квартире с помощью вводного автомата.
  2. Один конец дополнительного проводника через “крокодилы” подключается к одному из выводов в коробке, а другой – к одному щупу мультиметра. При этом везде отключаются нагрузки.
  3. Другим щупом находят соответствующий вывод в другой коробке по характерному писку прибора. На проверенный провод устанавливают маркировку и аналогично прозванивают остальные. Перебитую жилу находят методом исключения, когда будут проверены все остальные проводники.

Как проверить новую электропроводку

Чтобы быть уверенным в полной исправности домашней электросети, на этапе прокладки следует произвести ряд простых действий.

  1. Выбор качественного кабеля. Дешевые материалы не выдерживают больших нагрузок. Проверить изделие можно мегаомметром прямо в строительном магазине. Необходимые измерения обычно делает продавец.
  2. После монтажа кабеля необходимо тщательно проверить изоляцию на наличие дефектов, несмотря на то, что прибор показывает норму. Это делается до того, как он будет покрыт штукатуркой или другими отделочными материалами.
Читайте также:  Электронный счетчик электроэнергии - советы электрика

Алгоритм прозвонки проводки под напряжением следующий.

  1. Включение автомата, нахождение и маркировка фазы индикаторной отверткой.
  2. Включение мультиметра на измерение напряжения переменного тока и установка на диапазон выше 220 В. Одним щупом прибора следует прикоснуться к фазе, после чего другим по очереди протестировать провода. При появлении на дисплее величины 220 В искомый нулевой провод будет найден. Его следует замаркировать.
  3. Остальные пары проводов проверяются аналогичным образом и маркируются.

При проверке на замыкание щупы подсоединяются к разным проводникам в режиме омметра. Наличие сопротивления показывает, что они связаны электрически между собой.

Проверка делается на небольших отрезках проводки, поскольку у прибора небольшое напряжение. Перед тем как прозвонить провода мультиметром на короткое замыкание, во всей схеме отключаются все приборы.

Проверяя все линии, находится закороченная. Затем она вызванивается по участкам, пока не найдется место замыкания.

Обнаружение неисправностей в электрической цепи автомобиля

Если какое-либо устройство электрооборудования в автомобиле перестало работать, не стоит торопиться с его заменой.

В том, как прозвонить провода мультиметром в автомобиле, нет особых принципиальных отличий. Прежде всего, проверяется подача напряжения к исследуемому прибору:

  • мультиметр переключается в режим измерения напряжения;
  • один щуп цепляется на минус АКБ или массу автомобиля;
  • другой щуп подключается к подводящему проводу, отсоединенному от клеммы прибора.

Появление на табло значения напряжения аккумулятора говорит об исправности провода. Аналогичные операции делаются с другими проводами. Отсутствие напряжения в цепи говорит о наличии неисправности на данном участке.

Обратите внимание! Некоторые электрические цепи находятся под напряжением только при повороте ключа зажигания.

Проверка того, как прозвонить проводку мультиметром на утечку тока, производится в режиме амперметра. Выставляется предел 10 А. Прибор нужно правильно подключить к бортовой сети – в разрыв питания от плюсовой клеммы АКБ к потребителям. При этом все приборы следует отключить.

Обратите внимание

На дисплее должно высветиться значение тока, соответствующее потреблению постоянно подключенных приборов. Если сила тока превышает норму, значит, появилась утечка. Прежде всего, проверяются нештатные электроприборы или места, где провода подвержены механическим воздействиям.

Участки с утечкой можно выявить, поочередно вынимая предохранители и проверяя искрение на контактах, а также показания тестера. После определения подозрительного участка провода прозваниваются там на предмет целостности и по величине их сопротивлений.

Способ, помогающий понять, как прозвонить высоковольтные провода мультиметром, заключается в измерении сопротивления каждого из них. Номинал выбивается на резиновой оболочке и проверяется тестером в режиме омметра. Сопротивление проводов находится в пределах 3,4-9,8 кОм. Разница между измеренным значением и допустимым не должна превышать 4 кОм.

Заключение

Найти самостоятельно неисправность в электропроводке можно, если разобраться, как мультиметром прозванивают провода, и овладеть методом исключения. При этом наличие схемы здесь обязательно. На ощупь проводку отремонтировать сложно, поскольку часто провода прокладываются жгутами, в которых непросто разобраться.

Источник: https://www.syl.ru/article/292962/kak-multimetrom-prozvanivayut-provoda-poshagovaya-instruktsiya-sposobyi-i-rekomendatsii

Как прозвонить проводку мультиметром в доме или квартире

16.11.

2016

Если нужно найти неисправность оборудования или электрической проводки, одной из операций, которая выполняется в первую очередь, является прозвонка кабелей и проводов мультиметром (тестером) для проверки исправности цепи (отсутствия в ней разрывов), наличия короткого замыкания и определения её сопротивления (если это необходимо). Таким образом удаётся легко и достаточно быстро проверить на исправность лампу, утюг, выключатель, предохранитель, трансформатор. О том, как прозвонить провода мультиметром правильно, и пойдёт речь в этой статье.

Что нужно знать о приборе, чтобы прозванивать провода

Если вы планируете прозвонить проводку в квартире, нужно знать о мультиметрах несколько принципиально важных фактов. В первую очередь стоит отметить, что проверить провод можно самым простым прибором. Вполне подойдёт недорогая китайская модель с минимальными возможностями.

Но при этом удобнее всего использовать устройство, в котором есть сама функция прозвонки. Для того чтобы установить ручку прибора в соответствующее положение, необходимо повернуть её в направлении значка диода (как вариант, дополнительно может быть нанесено изображение звуковой волны). Это означает, что при проверке целостности провода при замыкании контактов прозвучит звуковой сигнал.

Но наличие звукового сопровождения совершенно необязательно для прозвонки проводов мультиметром.

О том, что цепь разорвана, будет свидетельствовать единица на дисплее, показывающая, что уровень сопротивления между щупами выше, чем предел измерений.

Если же на исследуемом участке повреждений нет, на экран будет выведено значение сопротивления, которое в идеале должно стремиться к нулю (при условии работы в бытовых сетях небольшой протяжённости).

Последовательность действий при прозвонке

  1. Перед тем, как прозвонить цепь мультиметром, нужно повернуть ручку прибора в нужное положение.
  2. Установить концы (измерительные провода) в соответствующие гнёзда. Чёрный провод в гнездо, обозначенное СОМ (иногда оно может быть обозначено «*» или знаком заземления), а красный – в гнездо, где указан знак Ω (иногда ставят знак R).

    Стоит отметить, что знак Ω может быть нанесён как отдельно, так и в сочетании с обозначениями других единиц измерения (V, mA). Это правильное положение измерительных проводов, которое позволит соблюдать полярность при проведении дальнейших измерений. Хотя если будет проверяться только целостность проводов, взаимное положение их на полученный результат никак не повлияет.

  3. Включить прибор. Для этого может быть предусмотрена отдельная кнопка или включение может происходить автоматически при повороте ручки в нужное положение при выборе пределов измерения или режима работ.
  4. Замкнуть измерительные концы между собой. Если прозвучит сигнал, значит, прибор исправен и готов к работе.

  5. Взять проверяемый кабель или провод (предварительно его концы должны быть оголены от изоляции, зачищены до металлического блеска, удалена с поверхности грязь, окислы). Прикоснуться измерительными проводами к оголённым участкам проводника.
  6. В случае целостности прозвучит сигнал, а показания прибора будут или равны 0, или укажут на значение сопротивления.

    Если на дисплее будет отображена 1 и не будет звукового сигнала, это означает, что проверенный проводник оборван.

Правила безопасной прозвонки с использованием мультиметра

прозвонка сетевого кабеля мультиметром

Работа с электричеством не допускает непрофессионализма, поэтому сложился определённый перечень правил, которые позволяют сделать её максимально точной, быстрой и безопасной.

  1. Удобнее всего при прозвонке использовать на концах измерительных проводов специальные наконечники, которые получили более распространённое название «крокодилы». Они позволят сделать контакт устойчивым и освободят руки при проведении измерений.
  2. При прозвонке всегда проверяемая цепь должна быть предварительно обесточена (необходимо удалить даже слаботочные батарейки). Если в цепи стоят конденсаторы, они должны быть разряжены закорачиванием. В противном случае при проведении работ прибор просто сгорит.
  3. Перед тем как проверить целостность проводника большой длины при проведении измерений важно не прикасаться руками к его оголённым концам. Это связано с тем, что полученные в результате показания могут быть некорректны.

При прозвонке многожильного кабеля необходимо с обоих концов разделить и зачистить все имеющиеся жилы. После этого нужно проверить цепь на наличие в ней коротких замыканий: для этого на каждой жиле поочерёдно закрепляется «крокодил», ко всем оставшимся прикасаются другим измерительным концом во всех возможных комбинациях.

Проверяем нет ли короткого замыкания между жилами кабеля. Если на индикаторе «1» и нет звукового сигнала, значит все в порядке, иначе — короткое замыкание.

В данном случае звуковой сигнал будет означать наличие между проверяемыми жилами короткого замыкания.

Важно

Это может не иметь практического значения для многожильных кабелей малого сечения, работающих в слаботочных сетях, но при работе с высоким напряжением это принципиально важно.

Прозваниваем жилы кабеля. Есть звуковой сигнал — все хорошо, иначе — жила повреждена.

Чтобы определить целостность жил выполняется та же операция, только на одном из концов кабеля все зачищенные жилы скручиваются вместе. При поиске обрыва важно учитывать, что отсутствие на каком-либо из концов звукового сигнала будет говорить о нарушении целостности проводника.

Прозваниваем проводку в квартире мультиметром

Рассмотрим в качестве примера современную квартиру, в которой проводка выполнена в соответствии с действующими требованиями и нормами. Это значит, что при прокладке линии освещения и питания розеток были разведены, и в каждую из комнат для них проложены отдельные провода. Каждая из таких цепей питается от квартирного щитка через отдельный автоматический выключатель.

Если в одной из комнат исчез свет, для начала стоит проверить исправность светильника. Перед началом работ необходимо обесточить комнату/квартиру в зависимости от схемы питания.

При использовании в светильнике непрозрачной лампы накаливания, целостность нити визуально определить сложно, поэтому потребуется мультиметр и его функция прозвонки.

Давайте поэтапно разберёмся, как правильно это сделать.

Вначале нужно проверить щиток на наличие сработавших автоматов. В первом случае они будут находиться во включенном положении (тогда неисправность может скрываться в комнатном выключателе, лампе или патроне). Вероятность повреждения проводки в такой ситуации мала. Если же аппарат сработал, нужно будет проверять всё кроме комнатного выключателя, включая сам щитовой автомат.

Если автоматы не сработали

Прозваниваем выключатель. При включенном выключателе должен быть звуковой сигнал, при выключенном — тишина и «1» на индикаторе.

  1. Убедиться в наличии напряжения на входе и выходе автомата. Если оно есть, можно переходить к дальнейшей проверке.

  2. Подготовить прибор к работе и проверить его исправность закорачиванием измерительных концов.
  3. Выкрутить из патрона лампу.
  4. Одним из измерительных щупов коснуться цоколя (металлической части лампы с резьбой), а вторым – центрального контакта лампы (изолированного центра торцевой части цоколя).

  5. Звуковой сигнал и показания прибора, которые отличны от 0 или 1, означают, что лампа исправна. Если неисправна, нужно её заменить, что и станет решением проблемы.
  6. Проверяем на исправность патрон. Для этого нужно разобрать светильник, убедиться в целостности подведенных проводов, контактов.

    Если всё в порядке, то причина поломки не в патроне. При обнаружении неисправностей их нужно устранить. Лампу пока вкручивать нельзя.

  7. Проверяем исправность комнатного выключателя. Для этого снимаем пластиковую накладку, откручиваем винты и достаём его из монтажной коробки.

    Осматриваем оборудование на предмет появления нагара, проверяем затяжку креплений. Если всё исправно, нужно измерительные концы тестера установить на контакты выключателя. Появление звукового сигнала при прозвонке во включенном положении будет свидетельствовать о том, что оборудование исправно.

    Провода при этом можно не отсоединять.

В ходе такой проверки, как правило, выявляется неисправность, которая и становится причиной всех неприятностей. Её устранение позволяет быстро решить проблему.

Если автомат сработал

Для обеспечения электробезопасности при проведении работ в этом случае напряжение отключается при помощи общеквартирного автомата. Далее определяется исправность патрона и подведенных к светильнику проводов по алгоритму, описанному выше.

При отсутствии неисправностей, нужно проверить саму проводку, используя мультиметр и функцию прозвонки.

Такие неисправности случаются достаточно редко, но всё же бывают, к примеру, при установке подвесных потолков или декоративных элементов интерьера.

Прозвонка проводки в этом случае выполняется следующим образом.

  1. С помощью отвёртки отключаем подведенный проводник (при правильно выполненном монтаже он находится снизу) и отводим его в сторону. «Ноль» этой группы находится, как правило, на нулевом зажиме под автоматами.
  2. Выкручиваем из патрона лампу накаливания. При помощи готового к работе тестера проверяем линию, подключаясь одним из измерительных щупов к «нулю», а другим – к отсоединённому проводнику. Если прибор подаёт звуковой сигнал, значит, проводка закорочена.
  3. В этом случае в комнате под потолком вверху над выключателем находим и вскрываем соединительную коробку. Рассоединяем провода.
  4. Проверяем все группы проводов на наличие в них короткого замыкания.
    Для определения участка цепи, в котором имеется короткое замыкание, снова проверяем мультиметром цепи на квартирном щитке. Если сигнал прозвучит, значит, ремонту подлежит именно провод, проложенный от щита до коробки в комнате. В противном случае, поиски нужно будет продолжить до получения результата.

Видео

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что наличие в доме мультиметра с функцией прозвонки – объективная необходимость для любого домашнего мастера. С таким прибором в большинстве случаев можно будет быстро устранить мелкие неисправности, не обращаясь за помощью к специалистам.

Источник: https://YaElectrik.ru/elektroprovodka/prozvonit-provoda-multimetrom

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector