Схема подключения пускателя через кнопку – советы электрика

Схема подключения пускателя

Это простая схема пускателя (облегченный вариант), которая лежит в базе всех либо, по крайней мере, большинства схем пуска асинхронных электродвигателей, используемых очень широко, как в индустрии, так и в обычном быте. Плох тот электрик, который не знает данной схемы (как ни удивительно, но есть и такие люди).

Хоть Вы, может быть, естественно понимаете принцип её  работы, но для освежения памяти либо для новичков все же опишу кратко эту работу. И так, вся схема не считая электродвигателя, который установлен конкретно на определенном оборудовании либо устройстве, устанавливается или в щитке либо в специальной коробке (ПМЛ).

Кнопки Запуска и СТОПА, могут находится как на фронтальной стороне этого щитка, так в не его (устанавливаются на месте, где комфортно управлять работой), а может быть и там и там, зависимо от удобства. К данному щитку подводится трёхфазное напряжение от блежайшего места запитки (обычно, от распределительного щита), а с него уже выходит кабель, идущий на сам электродвигатель.

Схема пускателя облегченный вариант

Обратите внимание

А сейчас о механизме работы: на клеммы Ф1, Ф2, Ф3 подается трехфазное напряжение. Для пуска асинхронного электродвигателя требуется срабатывание магнитного пускателя(ПМ) и замыкания его контактов ПМ1, ПМ2 и ПМ3.

Для срабатывания ПМ, нужно подать на его обмотку напряжение (кстати, величина его находится в зависимости от самой катушки, другими словами, на какое конкретно напряжение она рассчитана. Это так же находится в зависимости от условий и места работы оборудования.

Они бывают на 380в, 220в, 110в, 36в, 24в и 12в) (данная схема рассчитана на напряжение 220в, так как берётся с одной из имеющихся фаз и нуля).

Подача электропитания на катушку магнитного пускателя осуществляется по такой цепи: С ф1 поступает фаза на замкнутый контакт термический защиты электродвигателя ТП1, дальше проходит через катушку самого пускателя и выходит на кнопку Запуск (КН1) и на контакт самоподхвата ПМ4 (магнитного пускателя). С их питание выходит на нормально замкнутую кнопку СТОП и после замыкается на нуле.

Для пуска требуется надавить кнопку «Запуск», после этого цепь катушки магнитного пускателя замкнётся и притянет (замкнёт) контакты ПМ1-3 (для запуска мотора) и контакт ПМ4, который даст возможность при отпускании кнопки запуска, продолжать работу и не отключить магнитный пускатель (именуется самоподхватом). Для остановки электродвигателя, требуется всего только надавить кнопку СТОП (КН2) и тем самым разорвать цепь питания катушки ПМ. В итоге контакты ПМ1-3 и ПМ4 отключатся, и работа будет остановлена до последующего пуска Запуска.

Для защиты обязательно ставятся термические реле (на нашей схеме это ТП). При перегрузке электродвигателя, соответственно увеличивается ток, и движок резко начинает  греться, прямо до выхода из строя. Данная защита срабатывает конкретно при повышении тока на фазах, тем самым размыкает свои контакты ТП1, что подобно нажатию кнопки СТОП.

Данные случаи бывают в основном при полном заклинивании механической части либо при большой механической перегрузки в оборудовании, на котором работает электродвигатель.

Хотя и не редко предпосылкой становится и сам движок, из-за высохших подшипников, нехорошей обмотки, механического повреждения и т.д.

Важно

Думаю для тех, кто этого не знал, данная статья: Схема пускателя облегченный вариант, была очень полезна и в один прекрасный момент не раз понадобится в жизни.

Подключения пускателя по схеме — реверс

Вариант приведенной выше схемы, используется для пуска электродвигателей, работающих в одном режиме, т. е. не меняя вращения (насосы, циркулярки, вентиляторы). Но для оборудования которое должно работать в 2-ух направлениях, это кран  — балки, тельферы, лебедки, открывание-закрывание ворот и др. нужна другая электрическая схема.

Для такой схемы нам понадобится не один, а два схожих пускателя и кнопка ПУСК-СТОП 3-х кнопочная, т. е. две кнопки Запуск и одна СТОП. Могут в схемах реверс, употребляться пульты и на две кнопки, это участки, где промежутки работы очень короткие.

К примеру маленькая лебедка, промежутки работы 3-10 секунд, для работы этого оборудования, вариант на две кнопки более подходящий, но кнопки обе пусковые, т. е.

только с нормально открытыми контактами, и в схеме блок контакты  (пм1 и пм2) самоподхвата не задействуются, а конкретно  пока вы держите кнопку нажатой –  оборудование работает, как отпустили – оборудование тормознуло. В остальном схема реверс подобна схеме облегченный вариант.

Подключения пускателя по схеме – реверс

Пускатель со схемой звезда – треугольник

Переключение мотора со звезды на треугольник используют для защиты электрических цепей от перегрузок. В основном переключают со звезды на треугольник большие трехфазные асинхронные движки от 30-50 кВт, и высокооборотные ~3000 об/мин, время от времени 1500 об/мин.

Если движок соединен в звезду то на каждую его обмотку подается напряжение 220 Вольт, а если движок соединен в треугольник, то на каждую его обмотку приходиться напряжение 380 Вольт. Тут в действие вступает закон Ома «I=U/R» чем выше напряжение, тем выше ток, а сопротивление не меняется.

Проще говоря, при подключении в треугольник (380) ток будет выше, чем при подключении в звезду(220).

Когда электродвигатель разгоняется и набирает полные обороты, картина стопроцентно изменяется. Дело в том что движок имеет мощность которая не находится в зависимости от того подключен он в звезду либо на треугольник. Мощность мотора зависит в основном от железа и сечения провода. Тут действует другой закон электротехники «W=I*U»

Читайте также:  Пайка медных проводов - советы электрика

Мощность равна сила тока, умноженная на напряжение, другими словами чем выше напряжение, тем ниже ток. При подключении в треугольник(380), ток будет ниже, чем в звезду (220).

Совет

 В движке концы обмоток выведены на «клеммник»  таким образом что зависимо от того каким образом поставить перемычки получится подключение в звезду либо в треугольник.  Такая схема обычно нарисована на крышке.

 Для того чтоб создавать переключения со звезды на треугольник, мы заместо перемычек будем использовать контакты магнитных пускателей.

Схема звезда – треугольник

 Схема подключения трехфазного асинхронного мотора, в пусковом положении которого обмотки статора соединяются звездой, а в рабочем положении — треугольником.

К движку подходит 6 концов. Магнитный пускатель КМ служит для включения и отключения мотора. Контакты магнитного пускателя КМ1 работают как перемычки для включения асинхронного мотора в треугольник. Обратите внимания, провода от клеммника мотора должны быть включены в таком же порядке, как и в самом движке, главное не спутать.

Магнитный пускатель КМ2 подключает перемычки для включения в звезду к одной половине клеммника, а к другой половине подается напряжение.

При нажатии на кнопку «ПУСК» питание подается на магнитный пускатель КМ он срабатывает и на него подается напряжение через  блок контакт сейчас кнопку можно отпустить. Дальше напряжение подается на реле времени РВ, оно отсчитывает установленное время. Также напряжение через замкнутый контакт реле времени подается на магнитный пускатель КМ2 и движок запускается в «звезду».

Через установленное время срабатывает реле времени РТ. Магнитный пускатель Р3 отключается.

Напряжение через контакт реле времени подается на нормально-замкнутый (замкнутый в отключенном положении) блок контакт магнитного пускателя КМ2, а от туда на катушку магнитного пускателя КМ1. И электродвигатель врубается в треугольник.

Пускатель КМ2 следует также подключать через  нормально-замкнутый блок контакт пускателя КМ1, для защиты от одновременного включения пускателей.

Обратите внимание

Магнитные пускатели КМ1 и КМ2 лучше взять сдвоенные с механической блокировкой одновременного включения.

Кнопкой «СТОП» схема отключается.

Схема состоит:

— Автоматический выключатель;

— Три магнитных пускателя КМ, КМ1, КМ2;

— Кнопка запуск – стоп;

— Трансформаторы тока ТТ1, ТТ2;

— Токовое реле РТ;

— Реле времени РВ;

— БКМ, БКМ1, БКМ2– блок контакт собственного пускателя.

Источник: http://elektrica.info/shema-podklyucheniya-puskatelya/

Как подключить магнитный пускатель

Первая, классическая схема, предназначена для обычного пуска электродвигателя: кнопку «Пуск» нажали – двигатель включился, кнопку «Стоп» нажали – двигатель отключился. Причем вместо двигателя Вы можете подключать любую нагрузку, например, мощный ТЭН.

Для удобства понимания схема разделена на две части: силовая часть и цепи управления.

Силовая часть запитывается от трехфазного переменного напряжения 380В с фазами «А» «В» «С». В силовую часть входит: трехполюсный автоматический выключатель QF1, три пары силовых контактов магнитного пускателя 1L1-2T13L2-4T25L3-6T3 и трехфазный асинхронный эл. двигатель М.

Цепь управления получает питание от фазы «А».

В схему цепи управления входят кнопка SB1 «Стоп», кнопка SB2 «Пуск», катушка магнитного пускателя КМ1 и его вспомогательный контакт 13НО-14НО, включенныйпараллельно кнопке «Пуск».

При включении автомата QF1 фазы «А», «В», «С» поступают на верхние контакты магнитного пускателя 1L13L25L3 и там дежурят.

Фаза «А», питающая цепи управления, через кнопку «Стоп» приходит на контакт №3 кнопки «Пуск», вспомогательный контакт пускателя 13НО и так же остается дежурить на этих двух контактах.

Схема готова к работе.

При нажатии на кнопку «Пуск» фаза «А» попадает на катушку пускателя КМ1, пускатель срабатывает и все его контакты замыкаются. Напряжение появляется на нижних силовых контактах 2Т14Т26Т3 и уже от них поступает на эл. двигатель. Двигатель начинает вращаться.

Вы можете отпустить кнопку «Пуск» и двигатель не отключится, так как с использованием вспомогательного контакта пускателя 13НО-14НО, подключенногопараллельно кнопке «Пуск», реализован самоподхват.

Получается так, что после отпускания кнопки «Пуск» фаза продолжает поступать на катушку магнитного пускателя, но уже через свою пару 13НО-14НО. На нижнем рисунке стрелкой показано движение фазы «А».

А если не будет самоподхвата, придется все время держать нажатой кнопку «Пуск» пока будет работать эл. двигатель или любая другая нагрузка, питающаяся от магнитного пускателя.Чтобы отключить эл.

Важно

двигатель достаточно нажать кнопку «Стоп»: цепь разорвется, управляющее напряжение перестанет поступать на катушку пускателя, возвратная пружина вернет сердечник с силовыми контактами в исходное положение, силовые контакты разомкнутся и отключат двигатель от трехфазного питающего напряжения.

А теперь рассмотрим монтажную схему цепи управления пускателем.

Здесь все практически так же, как и на принципиальной схеме, за небольшим исключением реализации самоподхвата.

Чтобы не тянуть лишний провод на кнопку «Пуск», ставится перемычка между выводом катушки и одним из ближних вспомогательных контактов: в данном случае это «А2» и «14НО».

А уже с противоположного вспомогательного контакта провод тянется непосредственно на контакт №3 кнопки «Пуск».

Ну вот, мы с Вами и разобрали простую классическую схему подключения магнитного пускателя. Также на одном пускателе можно собрать схему автоматического ввода резерва (АВР), которая предназначена для обеспечения бесперебойного электроснабжения потребителей электроэнергией.

Ну а если остались вопросы или сомнения по работе пускателя, то посмотрите видеоролик, из которого Вы дополнительно подчерпнете нужную информацию.

Читайте также:  Если разбилась энергосберегающая лампа - советы электрика

Схема подключения реверсивного магнитного пускателя.

Такая схема используется в основном, где нужно обеспечить вращение эл. двигателя в обе стороны, например, сверлильный станок, подъемный кран, лифт и т.д.

На первый взгляд может показаться, что эта схема намного сложнее, чем схема с одним пускателем, но это только на первый взгляд.

Совет

В схему добавилась еще одна цепь управления, состоящая из кнопки SB3, магнитного пускателя КМ2, и немного видоизменилась силовая часть подачи питания на эл. двигатель. Названия кнопок SB2 и SB3 даны условно.

Для защиты от короткого замыкания в силовой цепи, перед катушками пускателей добавились два нормально-замкнутых контакта КМ1.2 и КМ2.2, взятые от контактных приставок, установленных на магнитных пускателях КМ1 и КМ2.

Для удобства понимания схемы, цепи управления и силовые контакты пускателей раскрашены в разные цвета. А чтобы визуально не усложнять схему, цифробуквенные обозначения пар силовых контактов пускателей не указываются. Ну а если возникнут вопросы или сомнения, прочитайте еще раз предыдущую часть статьи о подключении магнитного пускателя.

1. Исходное состояние схемы

При включении автоматического выключателя QF1 фазы «А», «В», «С» поступают на верхние силовые контакты магнитных пускателей КМ1 и КМ2 и там остаются дежурить.

Фаза «А», питающая цепи управления, через автомат защиты цепей управленияSF1 и кнопку SB1 «Стоп» поступает на контакт №3 кнопок SB2 и SB3, вспомогательный контакт 13НО пускателей КМ1 и КМ2, и остается дежурить на этих контактах. Схема готова к работе.На рисунке ниже показана часть реверсивной схемы, а именно, монтажная схема цепей управления с реальными элементами.

2. Работа цепей управления при вращении двигателя влево

При нажатии на кнопку SB2 фаза «А» через нормально-замкнутый контакт КМ2.2поступает на катушку магнитного пускателя КМ1, пускатель срабатывает и его нормально-разомкнутые контакты замыкаются, а нормально-замкнутыеразмыкаются.

При замыкании контакта КМ1.1 пускатель встает на самоподхват, а при замыкании силовых контактов КМ1 фазы «А», «В», «С» поступают на соответствующие контакты обмоток эл. двигателя и двигатель начинает вращение, например, в левую сторону.

Здесь же, нормально-замкнутый контакт КМ1.

2, расположенный в цепи питания катушки пускателя КМ2, размыкается и не дает включиться магнитному пускателюКМ2 пока в работе пускатель КМ1.

Это так называемая «защита от дурака», и о ней чуть ниже.На следующем рисунке показана часть схемы управления, отвечающая за команду «Влево». Схема показана с использованием реальных элементов.

3. Работа цепей управления при вращении двигателя вправо

Чтобы задать двигателю вращение в противоположную сторону достаточно поменять местами любые две питающие фазы, например, «В» и «С». Вот этим, как раз, и занимается пускатель КМ2.

Но прежде чем нажать кнопку «Вправо» и задать двигателю вращение в обратную сторону, нужно кнопкой «Стоп» остановить прежнее вращение.

При этом разорвется цепь и управляющая фаза «А» перестанет поступать на катушку пускателя КМ1, возвратная пружина вернет сердечник с контактами в исходное положение, силовые контакты разомкнутся и отключат двигатель М от трехфазного питающего напряжения. Схема вернется в начальное состояние или ждущий режим:

Обратите внимание

Нажимаем кнопку SB3 и фаза «А» через нормально-замкнутый контакт КМ1.2поступает на катушку магнитного пускателя КМ2, пускатель срабатывает и через свой контакт КМ2.1 встает на самоподхват.

Своими силовыми контактами КМ2 пускатель перебросит фазы «В» и «С» местами и двигатель М станет вращаться в другую сторону. При этом контакт КМ2.2, расположенный в цепи питания пускателя КМ1, разомкнется и не даст пускателюКМ1 включиться пока в работе пускатель КМ2.

4. Силовые цепи

А теперь посмотрим на работу силовой части схемы, которая и отвечает за переброс питающих фаз для осуществления реверса вращения эл. двигателя.

Обвязка силовых контактов пускателя КМ1 выполнена так, что при их срабатывании фаза «А» поступает на обмотку №1, фаза «В» на обмотку №2, и фаза «С» на обмотку №3. Двигатель, как мы определились, получает вращение влево. Здесь переброс фаз не осуществляется.

Обвязка силовых контактов пускателя КМ2 выполнена таким-образом, что при его срабатывании фазы «В» и «С» меняются местами: фаза «В» через средний контакт подается на обмотку №3, а фаза «С» через крайний левый подается на обмотку№2. Фаза «А» остается без изменений.

А теперь рассмотрим нижний рисунок, где показан монтаж всей силовой части на реальных элементах.

Фаза «А» белым проводом заходит на вход левого контакта пускателя КМ1 и перемычкой заводится на вход левого контакта пускателя КМ2.

Выхода обоих контактов пускателей также соединены перемычкой, и уже от пускателя КМ1 фаза «А» поступает на обмотку №1 двигателя М — здесь переброса фазы нет.

Фаза «В» красным проводом заходит на вход среднего контакта пускателя КМ1 и перемычкой заводится на правый вход пускателя КМ2.

С правого выхода КМ2 фаза перемычкой заводится на правый выход КМ1, и тем самым, встает на место фазы «С».

Важно

И теперь на обмотку №3, при включении пускателя КМ2 будет подаваться фаза «В».

Фаза «С» синим проводом заходит на вход правого контакта пускателя КМ1 и перемычкой заводится на средний вход пускателя КМ2.

С выхода среднего контактаКМ2 фаза перемычкой заводится на средний выход КМ1, и тем самым, встает на место фазы «В».

Читайте также:  Как подсоединить розетку - советы электрика

Теперь на обмотку №2, при включении пускателя КМ2 будет подаваться фаза «С». Двигатель будет вращаться в правую сторону.

5. Защита силовых цепей от короткого замыкания или «защита от дурака»

Как мы уже знаем, что прежде чем изменить вращение двигателя, его нужно остановить. Но не всегда так получается, так как никто не застрахован от ошибок.И вот представьте ситуацию, когда нет защиты.

Двигатель вращается в левую сторону, пускатель КМ1 в работе и с его выхода все три фазы поступают на обмотки, каждая на свою.

Теперь не отключая пускательКМ1 мы включаем пускатель КМ2. Фазы «В» и «С», которые мы поменяли местами для реверса, встретятся на выходе пускателя КМ1.

Произойдет межфазное замыканиемежду фазами «В» и «С».

А чтобы этого не случилось, в схеме используют нормально-замкнутые контакты пускателей, которые устанавливают перед катушками этих же пускателей, и таким-образом исключается возможность включения одного магнитного пускателя пока не обесточится другой.

6. Заключение

Конечно, все это с первого раза понять трудно, я и сам, когда начинал осваивать работу эл. приводов, не с первого раза понял принцип реверса. Одно дело прочитать и запомнить схему на бумаге, а другое дело, когда все это видишь в живую. Но если собрать макет и несколько дней посвятить изучению схемы, то успех будет гарантирован.

Источник: http://ProstoLana.ru/zlektrichestvo/item/4166-kak-podklyuchit-magnitnyj-puskatel

Здравствуйте уважаемые посетители сайта electromontaj-st.ru. В сегодняшней статье рассмотрим схему подключения магнитного пускателя, обеспечивающую реверс вращения электрического двигателя.

Данная схема применяется в основном там, где необходимо вращение электродвигателя в разные стороны, например в лифтах, подъёмных кранах и т.п.

Совет

Данная схема только на первый взгляд выглядит сложнее схемы с одним пускателем, но это только первое впечатление. В данной статье будет пошагово рассмотрена работа схемы.

Прежде всего, давайте подробно рассмотрим представленную реверсивную схему подключения электродвигателя с управляющими катушками на 220В.

  • Питание электродвигателя производится от фаз А, В, С, питание цепи управления производится от вазы С.
  • Защита электродвигателя и цепи управления осуществляется трёх полюсным автоматическим выключателем.
  • Защита от перегрузок производится тепловым реле Р.
  • Изменения направления вращения трёхфазного электродвигателя производится сменой чередования фаз для этого служат магнитные пускатели КМ1 и КМ2.
  • Вращение электродвигателя в одном направлении обеспечивает магнитный пускатель КМ1, обеспечивая чередование фаз А, В, С.
  • Изменение направления вращения обеспечивает магнитный пускатель КМ2 с чередованием фаз С, В, А.
  • Управляющие катушки магнитных пускателей одной стороной подключены к нулевому рабочему проводнику N, а другой стороной через кнопочный пост к фазе C.

Управление вращением производится через кнопочный пост, состоящий из трёх кнопок:
1. Кнопка «Вперёд» имеет нормально разомкнутое состояние
2. Кнопка «Назад» имеет нормально разомкнутое состояние
3. Кнопка «Стоп» имеет нормально замкнутое состояние

Кнопки «Вперёд» и «Назад» дополнительно шунтируются через нормально разомкнутые контакты пускателей КМ1 и КМ2.

Также кнопки питания «Вперёд» и «Назад» запитаны через нормально замкнутые контакты КМ1 и КМ2, назначение этих контактов предотвращать ошибочное включение кнопок «Вперёд» и «Назад» минуя кнопку «Стоп».

То есть запуск электродвигателя в любую сторону возможен только через кнопку «Стоп» т.е. остановку.
Давайте теперь рассмотрим работу данной схемы

Переведём трёхполюсной автомат в положение включено
Запустим электродвигатель ВПЕРЕД
При нажатии кнопки «Вперёд» подаётся напряжение на обмотку магнитного пускателя КМ1, якорь магнитной катушки втягивается, замыкая силовые контакты КМ1 и нормально открытый контакт КМ1, шунтирующий кнопку «Вперёд».

Именно благодаря этому контакту после отпускания кнопки «Вперёд» обмотка пускателя остаётся запитана.
Одновременно с этим нормально замкнутый контакт КМ1 обесточивает кнопку «Назад», тем самым делая невозможным запуск двигателя в обратном направлении.

Питание на двигатель подаётся через магнитный пускатель КМ1 с чередованием фаз А, В, С, электродвигатель вращается вперёд.

Остановка двигателя при вращении «Вперёд»
Остановка двигателя, а так же запуска двигателя в другую сторону производится через нажатие кнопки «Стоп».

Так как кнопка стоп является нормально замкнутой, нажатие на неё размыкает контакты, тем самым обесточивая цепи управления.

Управляющие нормально замкнутые и нормально открытые, а также силовые контакты магнитного пускателя под действием пружин возвращаются в исходное положение, обесточивая двигатель. Двигатель останавливается. Схема возвращается в исходное положение.

Реверс электродвигателя
Запустим электродвигатель НАЗАД
При нажатии кнопки «Вперёд» подаётся напряжение на обмотку магнитного пускателя КМ2, якорь магнитной катушки втягивается, замыкая силовые контакты КМ2и нормально открытый контакт КМ2, шунтирующий кнопку «Вперёд».

Обратите внимание

Именно благодаря этому контакту после отпускания кнопки «Вперёд» обмотка пускателя остаётся запитана.
Одновременно с этим нормально замкнутый контакт КМ2 обесточивает кнопку «Вперёд», тем самым делая невозможным запуск двигателя в обратном направлении.

Питание на двигатель подаётся через магнитный пускатель КМ2 с чередованием фаз С, В, А, электродвигатель вращается вперёд.

Остановка двигателя при вращении «Назад»
Остановка двигателя, а так же запуска двигателя в другую сторону производится через нажатие кнопки «Стоп».

Так как кнопка стоп является нормально замкнутой, нажатие на неё размыкает контакты, тем самым обесточивая цепи управления.

Управляющие нормально замкнутые и нормально открытые, а также силовые контакты магнитного пускателя под действием пружин возвращаются в исходное положение, обесточивая двигатель. Двигатель останавливается. Схема возвращается в исходное положение.

Материалы, близкие по теме:

Источник: http://electromontaj-st.ru/el-skhemy/151-skhema-podklyucheniya-magnitnogo-puskatelya.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector