Расчет теплового реле для электродвигателя – советы электрика

Подключение теплового реле (схемы)

Продолжительное функционирование электроприборов и механизмов на максимуме своих возможностей может привести к порче изоляции и перегреву обмоток двигателей. Такие неисправности грозят продолжительным и зачастую дорогостоящим ремонтом.

Во избежание неприятностей в цепи следует монтировать тепловое реле, контролирующее значения тока и отключающего питание при достижении превышения ей установленных критических параметров. Читайте также статью ⇒ Подключение теплового реле.

 

Выбор теплового реле для электродвигателя

Главное требование, предъявляемое к тепловым регуляторам электромоторов — соответствие номинала прибора току устрйоства, подлежащего защите. При этом сами реле также обеспечиваются защитой от КЗ, потому в любую схему подключения требуется включение предохранителей.

Таблица для правильного подбора теплового реле электродвигателя по номиналу тока

При не связанности тепловой защиты мотора с любыми специальными требованиями, реле с легкостью можно подбирать по представленной выше таблице с наиболее соответствующими техническими параметрами.

Также защитный прибор подбирается по наибольшему рабочему току реле, не превышающему номинального тока подлежащего защите электромотора. Несмотря на это, рекомендуется выбрать реле таким, чтобы его установочный ток немного превосходил номинал двигателя.

Необходимо иметь в виду, что возможно выполнение регулировки тока реле с большим запасом в ту или иную сторону — этим обеспечивается максимально регулируемая и эффективная защита.

Схема подключения

Подсоединение температурного реле к клеммам производится посредством штыревых контактов. После подключения следует выполнить регулировку срабатывающих уставок при помощи колесика регулятора в соответствии со значением тока в сети.

Панель управления оснащается кнопкой «Тест», необходимой для определения работоспособности прибора имитированием сработки защиты. Копка красного цвета с надписью «Стоп» используется для принудительного размыкания контакта. Питание, идущее на катушку контактора, блокируется и, следовательно, блокируется и нагрузка.

Принципиальная схема для подключения тепловых реле в электродвигателях любых модификаций

Представленная на рисунке схема применяется для управления электромотором посредством магнитного пускателя. Силовые контакты соединяются лишь с двумя фазами, третья замыкается непосредственно на моторе.

Обзор производителей

В различных странах имеется множество производителей, изготавливающих тепловые реле. Несколько наиболее популярных моделей представлены в таблице.

Модель Производитель Номинал тока Стоимость примерная, руб.
РТ 1307 КС 1,6-2,5А 230
РТИ-5371 IEK 90-120А 2750
РТН-1316 TDM 9-13А 350

Подбор терморегулятора для теплого пола

Для нормальной работы теплых полов требуется установка теплового реле — терморегулятора, с помощью которого можно значительно сократить расходы на отопление. Прибор здесь требуется только для включения и отключения подогрева в определенный временной промежуток либо после подачи сигнала от термометра.

Выбирая терморегулятор, в первую очередь следует учитывать его мощность, которая должна быть идентична мощности теплого поля.

Также для определенных типов теплых полов необходимо подбирать и тип теплового реле, разделяющихся на несколько групп:

  • устройства, предназначенные только для обеспечения экономичного режима, позволяющие сократить расход электроэнергии;
  • приборы с настраиваемым таймером, при помощи которого устанавливаются периоды времени, на протяжении которых будет осуществляться прогрев помещения с определенной интенсивностью;
  • аппараты, которые возможно запрограммировать на сложные регламенты функционирования, чередующие периоды работы в экономном режиме и максимального обогрева;
  • реле, в котором имеется встроенный ограничитель, предотвращающий чрезмерный нагрев напольного покрытия и греющего элемента.

Подбор терморегулятора для определенного помещения осуществляется в зависимости от его площади. Для небольшой комнаты больше подойдет обыкновенный аппарат без сложных настроек и программирования.

Установка более сложных приборов необходима для просторных помещений. В таких комнатах чаще всего устанавливают электронные реле, оснащенные установленными в толще пола датчиками температуры.

Схема установки

Тепловое реле при обустройстве теплых полов рекомендуется монтировать в непосредственной близости от розеток на удалении от пола 0,6-1,0 м. Перед тем, как приступить к работе, домашнюю электросеть следует отключить.

Принципиальная схема подключения теплового реле при укладке системы теплого пола

Установку теплового регулятора следует начинать с подведения проводов питания к монтажной коробке. Затем между реле и нагревателем нужно установить и подключить датчик температуры, укладывающийся в гофрированную трубу.

Само реле размещается в монтажной коробке. При наличии помех в виде гофр, их следует устранить. Терморегулятор нужно расположить строго горизонтально по уровню. Панель управления ставится на свое постоянное место и крепится при помощи винтов.

Обзор производителей

Для теплых полов выпускается множество моделей терморегуляторов. Несколько наиболее популярных моделей представлены в таблице.

Модель Производитель Характеристики Стоимость примерная, руб.
ТР 721 «Специальные системы и технологии»Россия Максимальный ток нагрузки 16 А Потребляемая мощность 450 мВт 4800
AT10F SalusПольша Диапазон температуры 30-90Точность настройки 1Напряжение  230 VAC 10(5) A 1750
BMT-1 Ballu Диапазон температур10 — 30 °CМаксимальный ток 16 А 1150

Выбор теплового реле для холодильника

Тепловые реле для холодильников разделяются на две основные группы:

  • электронные;
  • механические.

Электронная модель является более распространенной. Конструкция ее предполагает наличие датчика температуры полупроводникового типа и блока управления. Схема электронного реле достаточно сложна, но преимуществом таких устройств следует назвать высокую точность определения температуры и регулирования режимов функционирования холодильного оборудования.

Механические реле отличаются высокой надежностью и продолжительностью службы. К достоинствам таких регуляторов относится простота замены при неисправности. Устройство работает в соответствии с температурой испарителя, а электронный прибор — по температуре воздуха.

Схема подключения

Сложность в подключении заключается в том, чтобы не перепутать реле различного назначения, так как одни из них предназначены для работы в морозильных камерах, другие же могут функционировать только при плюсовых температурах.

Каждый провод согласно цветовой маркировке имеет свое предназначение:

  • красный, черный либо оранжевый — соединение реле с компрессором;
  • коричневый — фазная жила, подключающая к розетке;
  • зеленый, желты или белый — к лампочке холодильника;
  • зелено-желтый полосатый — заземляющий проводник.

Принципиальная схема для подключения теплового регулятора марки ТАМ-125 для холодильника

Обзор производителей

Для холодильников производится большое количество моделей терморегуляторов. Обзор наиболее популярных из них представлены в таблице.

Модель Характеристики Стоимость примерная, руб.
PFN-C174S-03EB Диапазон температуры от −19℃ до −14,5℃ 335
ТАМ 133 K60-L1102 Температура min = -10,4 °C, max = -25 °C. 330
K-59-P4881 Диапазон температуры от −24℃ до 3,5℃ 315

Выбор теплового реле для водонагревателя

Подбор терморегулятора осуществляется с учетом геометрических размеров нагревательного прибора, его мощности и объема бака.

Также следует учесть и такие моменты:

  • для того, чтобы продавец смог помочь подобрать оптимальную модель следует захватить с собой техпаспорт подлежащего замене устройства;
  • при самостоятельном подборе устройства следует учитывать его габариты, сопротивление и силу тока, рабочие параметры.

Реле тепловое LR2 D1314 производства компании «Schneider Electric» для защиты трехфазных двигателей

Схема подключения

Схема подключения водонагревателя представлена на рисунке.

Схема устройства и подключения накопительного водонагревателя предусматривает обязательное наличие заземления

Обзор производителей

Обзор популярных моделей тепловых реле для водонагревателей представлен в таблице.

Модель Характеристики Стоимость примерная, руб.
Cotherm TSE 16A Диапазон регулированияот +20˚С до +75˚С 990
MTS/Thermowatt 16А Диапазон регулировкиот 20° до 75°C 1280
RTM/RTS TW 15/20А/270mm Диапазон настройкиот 20° до макс. 740

Реле для автоматического выключателя, сварочного станка, компрессора

Тепловые реле для компрессора, автовыключателя и сварочного станка подбираются в соответствии с единственным правилом: номинальный ток регулятора должен быть идентичен току защищаемого устройства.

Типовые ошибки при выборе и подключении

Основной ошибкой является несоблюдение правила равенства номинального тока реле номинальному току прибора.

Еще одной характерной ошибкой можно назвать пренебрежение схемой и неправильное подключение устройства. Читайте также статью ⇒ Реле напряжения.

Источник: http://electric-tolk.ru/kak-vybrat-teplovoe-rele/

Как подобрать тепловое реле или правильная защита электродвигателя от перегрузки?

Правильно подобрать тепловое реле — одно из важнейших условий защиты электродвигателя от перегрузки.

Напомню, что «защита электродвигателя от перегрузки должна устанавливаться в тех случаях, когда возможна перегрузка механизма по технологическим причинам, а также при тяжелых условиях пуска и для ограничения длительности пуска при пониженном напряжении.

Обратите внимание

Защита должна выполняться с выдержкой времени и может быть осуществлена тепловыми реле.» (из Инструкции по монтажу и пуску электродвигателей)

Чтобы подобрать тепловое реле, сперва определяем номинальный ток двигателя Iн.  Этот ток указан на шильдике двигателя (см. фото ниже). В нашем случае это ток Iн = 14 Ампер

Потом исходя из номинального тока двигателя подбираем тепловое реле и соответствующий ему пускатель нужной величины. Реле имеет шкалу, калиброванную в амперах. Обычно шкала соответствует  значению тока уставки (тока несрабатывания реле).

Срабатывания реле происходит в пределах 5-20% от превышения тока уставки  потребляемым током электродвигателя. Т.е., при перегрузке электродвигателя на 5-20% (1,05*Iн — 1,2*Iн), произойдет срабатывание теплового реле в соответствии с его токовременной характеристикой.

Поэтому выбираем реле таким образом, чтобы ток несрабатывания теплового реле был на 5-10% выше от номинального тока защищаемого электродвигателя (см. таблицу ниже).

Таблица для подбора тепловых реле

Мощность электромоторакВтРеле РТЛ( для ПМЛ)РегулировкатокаАРеле РТ(для ПМК)РегулировкатокаА
0,37 РТЛ-1005 0,6…1 РТ 1305 0,6…1
0,55 РТЛ-1006 0,95…1,6 РТ 1306 1…1,6
0,75 РТЛ-1007 1,5…2,6 РТ 1307 1,6…2,5
1,5 РТЛ-1008 2,4…4 РТ 1308 2,5…4
2,2 РТЛ-1010 3,8…6 РТ 1310 4…6
3 РТЛ-1012 5,5…8 РТ 1312 5,5…8
4 РТЛ-1014 7…10 РТ 1314 7…10
5,5 РТЛ-1016 9,5…14 РТ 1316 9…13
7,5 РТЛ-1021 13…19 РТ 1321 12…18
11 РТЛ-1022 18…25 РТ 1322 17…25
15 РТЛ-2053 23…32 РТ 2353 23…32
18,5 РТЛ-2055 30…41 РТ 2355 28…36
22 РТЛ-2057 38…52 РТ 3357 37…50
25 РТЛ-2059 47…64
30 РТЛ-2061 54…74
Читайте также:  Дифференциальный автоматический выключатель схема подключения - советы электрика

Для большинства электродвигателей, произведенных в Китае, мы предлагаем подбирать ток несрабатывания теплового реле равным номинальному. Почему — читайте здесь. Подобрав тепловое реле и соответствующий ему магнитный пускатель, настраиваем тепловое реле на нужный нам ток срабатывания ( см. фото).

Обращайтесь, мы поможем подобрать защитное оборудование для Вашего электродвигателя.

Удачи! Александр Коваль

0671717147

Источник: https://blog.electrostal.com.ua/kak-podobrat-teplovoe-rele.html

Тепловое реле для электродвигателя: принцип работы, устройство, как выбрать

Во время эксплуатации энергетического оборудования на него постоянно воздействуют токовые перегрузки, снижающие долговечность.

Защитой в таких ситуациях служит тепловое реле для электродвигателя, отключающее электроснабжение при возникновении нестандартных обстоятельств.

Конструктивное исполнение тепловых реле

Тепловые реле всех видов имеют аналогичное устройство. Наиболее важный элемент любого из них — чувствительная биметаллическая пластина.

Значение тока срабатывания находится под влиянием температурных показателей среды, в которой работает реле. Рост температуры уменьшает время срабатывания.

Чтобы это влияние свести к минимуму, разработчики устройств выбирают как можно большую температуру биметалла. С этой же целью некоторые реле снабжают дополнительной компенсационной пластиной.

Состоит прибор из корпуса (1), пластины биметаллической (2), толкателя (3), пластины исполнительной (4), пружины (5), регулировочного винта (6), пластины компенсатора (7), контактов (8), эксцентрика (9), кнопки возврата (10)

Если в конструкцию реле включены нихромовые нагреватели, подключение их осуществляют по параллельной, последовательной или параллельно-последовательной схеме с пластиной.

Значение тока в биметалле регулируют при помощи шунтов. Все детали вмонтированы в корпус. Биметаллический элемент U-образной формы зафиксирован на оси.

Цилиндрическая пружина упирается в один конец пластины. Другим концом она базируется на уравновешенной изоляционной колодке.Совершает повороты вокруг оси и является опорой для контактного мостика, оснащенного контактами из серебра.

Для координации тока уставки биметаллическая пластина своим левым концом соединена с ее механизмом. Регулировка происходит за счет влияния на первичную деформацию пластины.

Важно

Если величина токов перегрузки становится равной или большей чем уставки, изоляционная колодка поворачивается под воздействием пластины. Во время ее опрокидывания происходит отключение размыкающего контакта устройства.

Приспособление ТРТ в разрезе.

Здесь основными элементами являются: корпус (1), механизм уставки (2), кнопка (3), ось (4), контакты серебряные (5), контактный мостик (6), изоляционная колодка (7), пружина (8), пластина биметаллическая (9), ось (10)

Автоматически реле делает возврат в первоначальное положение. Процесс самовозврата занимает не более 3 минут с момента включения защиты. Возможен и ручной возврат, для этого предусмотрена специальная клавиша Reset.

При ее использовании прибор занимает исходное положение за 1 минуту. Чтобы задействовать кнопку, ее проворачивают против часовой стрелки до момента, когда она поднимется над корпусом. Ток уставки обычно указан на щитке.

Принцип работы приспособления

Автоматический выключатель, выполняя защитную функцию, разъединяет силовые питающие цепи. Тепловое реле отличается от него тем, что при превышении нагрузки просто выдает управляющий сигнал. При такой защите токи небольшой величины коммутируются в одной цепи управления.

В схеме перед термореле находится магнитный пускатель. Когда цепи размыкаются в аварийном порядке, отпадает надобность в дублировании работы контактора. Следовательно, не расходуется материал для изготовления силовых контактных групп.

Наиболее популярными являются приборы, оснащенные биметаллическими пластинами. Собственно пластина состоит из двух аналогичных элементов.

Один из них обладает значительным температурным коэффициентом, а другой — несколько меньшим. Эти две составляющие плотно прилегают друг к другу.

Составные части биметаллической пластины выполнены из пары разнородных металлов, имеющих неодинаковые коэффициенты расширения.

Нагрев заставляет ее изгибаться и взаимодействовать с контактами

Обеспечивается такое жесткое скрепление путем сваривания или прокаткой в горячем виде.

За счет того, что пластина закреплена неподвижно, при нагреве наблюдается ее изгиб в сторону элемента с меньшим температурным коэффициентом. Этот принцип взят за основу при создании тепловых реле.

При их производстве применяют хромоникелевую сталь и немагнитную, обладающие большим значением температурного коэффициента. Как материал с малым значением этого параметра используют инвар — соединение никеля с железом.

По такой схеме функционирует тепловое реле. Незакрепленный конец биметаллической пластины при ее прогибе воздействует на контакты термореле

Пластину из биметалла прогревают токи нагрузки. Протекают они чаще всего по специальному нагревателю. Существует и комбинированный нагрев, при котором, кроме тепла, отдаваемого нагревателем, биметалл прогревает еще и ток, проходящий через него.

Как подключить тепловое реле

Замкнутый контакт (normal connected), при помощи которого производят подключение теплового модуля к магнитному пускателю, обозначают NC или НЗ, что расшифровывается, как нормально замкнутый. Буквенным сочетанием NO обозначают нормально разомкнутый контакт.

В несложной схеме он применяется для подачи сигнала, свидетельствующего о срабатывании защиты двигателя из-за превышения пороговой температуры.

При внедрении в сложные схемы управления он способен формировать в аварийном порядке сигнал выведения из рабочего состояния конвейера.

Прибор размещают за контакторами, но перед электродвигателем.

Совет

Подсоединение контакта normal connected к кнопке «Стоп» на пульте управления осуществляют по последовательной схеме

Обозначение клемм контакторов диктует ГОСТ: нормально замкнутый — 95-96, нормально разомкнутый — 97-98.

К первой паре подключают пускатель, вторую используют для схем сигнализации. Так как двигатель и тепловое реле нужно защищать от КЗ, цепь должна содержать автомат защиты.

Схема прибора включает кнопки «Тест» и «Стоп» или «Сброс». С помощью первой проверяют работоспособность, а второй — отключают защиту вручную.

При помощи переключателя поворотного взвода после включения защиты вновь запускают электродвигатель. На стеклянную крышку изделия наносят маркировку и пломбируют.

Если исходить из типа подключения, можно выделить две большие группы термореле. В первую входят устройства, монтируемые за магнитным пускателем и те, что подключаются с использованием перемычек.

Во вторую — приборы, устанавливаемые на контактор пускателя непосредственно.

Схема теплового реле. На нее нанесены обозначения управляющих элементов и выводов. У разных моделей эти обозначения могут отличаться

В последнем случае при запуске основная нагрузка приходится на контактор. Здесь тепловой модуль оснащен медными контактами, подключенными к входам пускателя непосредственно.

К ТР подключают провода от двигателя. Само реле в такой схеме представляет промежуточный узел, анализирующий ток, протекающий транзитом к двигателю от магнитного пускателя.

Нюансы при установке прибора

На скорость срабатывания теплового модуля могут повлиять не только токовые перегрузки, но и показатели внешней температуры. Защита сработает даже в условиях отсутствия перегрузок.

Бывает и так, что под воздействием принудительной вентиляции двигатель подвержен тепловой перегрузке, но защита не срабатывает.

Чтобы избежать таких явлений, нужно следовать рекомендациям специалистов:

  1. При выборе реле ориентироваться на максимально допустимую температуру срабатывания.
  2. Защиту монтировать в одном помещении с защищаемым объектом.
  3. Для установки выбирать места, где нет источников тепла или вентиляционных устройств.
  4. Нужно настраивать тепловой модуль, ориентируясь на реальную температуру окружения.
  5. Лучший вариант — наличие в конструкции реле встроенной термокомпенсации.

Дополнительной опцией термореле является защита при обрыве фазы или полностью питающей сети. Для трехфазных моторов этот момент особо актуален.

Ток в тепловом реле движется последовательно через его нагревательный модуль и дальше к двигателю. С обмоткой пускателя прибор соединяют дополнительные контакты

При неполадках в одной фазе две остальные принимают на себя ток большей величины. В результате быстро происходит перегрев, а далее — отключение. При неэффективной работе реле может выйти из строя и двигатель, и проводка.

Существующие типы устройств

Класс тепловых реле включает несколько видов: ТРН,РТЛ, ТРП, РТИ, РТТ. Применение каждого обусловлено особенностями конструкции.

Первое в этом ряду, токовое реле двухфазное (ТРН), используют в основном для электрозащиты двигателей асинхронных, имеющих короткозамкнутый ротор. Как правило, они работают от сети с номиналом до 500 В, частотой 50 Гц.

Оснащено реле ручным механизмом управления контактами. Габариты ТРН дают возможность встраивать их в комплектные устройства как закрытого, так и открытого типа станций, координирующих работу приводов. Функцию защиты от КЗ они не выполняют и сами нуждаются в ней.

Реле ТРП имеют механизм, устойчивый к вибрациям, ударопрочный корпус. Разработаны для охраны асинхронных трехфазных двигателей, функционирующих в условиях больших механических нагрузок.

Обратите внимание

Рассчитаны они на максимальный ток 600 А и напряжение максимум 500 В, а в цепях с постоянным током — 440 В. Автоматика нечувствительна к внешней температуре и срабатывает тогда, когда показатель превышает 200 °C.

Устройства РТЛ — трехфазные, кроме защиты двигателя от перегрузок, предохраняют от заклинивания ротор. Они страхуют его от поломок в случае перекоса фаз, при затяжном пуске.

Работают автономно с клеммниками КРЛ и в модификации с магнитным пускателем ПМЛ. Токовый рабочий промежуток — от 0,10 до 86 А.

Контактор в паре с тепловым реле. Когда устройство срабатывает, нормально замкнутый и нормально разомкнутый контакт синхронно меняют свое положение

РТТ-приспособление защищает асинхронные двигатели от токовых бросков, перекоса фаз, заклинивания и других нештатных ситуаций. Используется и как самостоятельный прибор, и в виде встройки в пускатели ПМА, ПМЕ.

Читайте также:  Схема подключения узо и автоматов в квартире - советы электрика

Изделие трехфазное РТИ наделено теми же функциями, что и предыдущее, но используется в модификации с пускателями КТМ и КМИ.

Как выбрать тепловое реле

Двигателю необходимо реле для защиты, когда по технологическим причинам существует потенциальная угроза его перегруженности. Второй случай — необходимость ограничения времени запуска в условиях пониженного напряжения.

Эти требования содержатся в соответствующей инструкции. В которой изложено пожелание об оснащении защитного изделия выдержкой по времени. Реализуют все это при помощи тепловых реле.

Базовые характеристики приспособлений

Базовыми данными устройства, защищающего двигатель, являются:

  1. Быстродействие контактов в зависимости от параметров тока — время-токовый показатель.
  2. Рабочий ток, при котором ТП срабатывает.
  3. Предельные токовые регулировки уставки. Во всех приборах, выпускаемых разными производителями, этот параметр отличается незначительно. Превышение номинала на 20% влечет за собой срабатывание прибора минут через 25.
  4. Номинальная величина тока рабочей биметаллической пластины. Имеется в виду значение, при превышении которого реле не отключается немедленно.
  5. Токовый диапазон, в котором срабатывает реле.

Сведения о тепловом реле можно получить, расшифровав его маркировку. Символ, обозначающий тип исполнения, может отличаться.

Предприятия-изготовители иногда включают в маркировку дополнительные символы. Их значение нужно уточнять у самого производителя

Места размещения отечественных ТП регламентированы ГОСТом 15150. На их работу оказывают влияние такие моменты, как высота подъема над уровнем моря, вибрация, удары, ускорения.

Все эти нюансы производители отражают в маркировке своих изделий. Некоторые из них дополнительно включают сведения о возможности работы при наличии вредных веществ и взрывоопасных газов.

Выбор устройства по правилам

Требования к термореле изложены в инструкции. Здесь же оговорено, что защита должна обладать выдержкой по времени. Реализуют все запросы при помощи специальных приборов.

Время-токовые характеристики ТР и защищаемого двигателя. При токах КЗ нагревательные элементы реле становятся термически неустойчивыми

Анализируя времятоковые характеристики ТР, нужно принимать во внимание, что срабатывание может происходить из перегретого или холодного состояния.

Безупречная защита предполагает, что кривая, изображающая оптимальную для беспроблемного функционирования оборудования зависимость продолжительности токопрохождения от величины тока для реле и двигателя, разные. Первая должна находиться ниже, чем вторая.

Важно

В таблице приведены технические характеристики термореле типа РТЛ. По ней можно подобрать устройство с необходимыми параметрами по мощности двигателя

Правильный подбор защитного изделия осуществляется на основе такого параметра, как рабочий номинальный ток (In). Его значение связано с номинальным током нагрузки электродвигателя.

Как международными, так и отечественными стандартами предусмотрено, что номинальный ток двигателя аналогичен уставке тока срабатывания термореле (Iср.).

Это значит, что включение в работу прибора происходит при перегрузке от 20 до 30% или при Iср.х1,2 или 1,3 не позже 20 минут.

Исходя из этого, выбор нужно осуществлять так, чтобы ток несрабатывания ТР превышал номинальный ток прикрываемого объекта в среднем на 12%. Величина In отображена в паспорте прибора и на табличке, закрепленной на корпусе.

Основываясь на ней, подбирают как ТР, так и пускатель, соответствующий ему. Шкала реле калибрована в амперах и, как правило, отвечает значению тока уставки.

В качестве примера можно привести подбор теплового реле для асинхронного двигателя, подключенного к сети 380 В, мощностью 1,5 кВт.

Рабочий номинальный ток для него — 2,8 А, значит, для теплового реле пороговый ток будет равен: 1,2х2,8 = 3,36 А. По таблице выбор нужно остановить на РТЛ-1008, у которого диапазон регулировки находится в пределах от 2,4 до 4 А.

При срабатывании защиты сначала устраняют первопричину остановки, а затем возвращают «теплушку» в исходное состояние при помощи клавиши возврата

Когда паспортные данные двигателя неизвестны, ток определяют путем использования специальных приборов — токоизмерительных клещей или мультиметра с соответствующей опцией. Измерения проводят на каждой из фаз.

Важно при выборе уделить внимание напряжению, указанному на приборе. Если запланировано использовать тандем ТР-пускатель, нужно учесть число контактов.

При включении устройства в трехфазную сеть необходим модуль, имеющий функцию защиты для случаев перегорания проводников или перекоса фаз.

Выводы и полезное видео по теме

Схема эффективной защиты двигателя:

Составные части теплового реле:

Принцип взаимодействия различных приборов в разных моделях подключения теплового реле одинаков. Для лучшей ориентации в схемах с отличающимися друг от друга цифровыми и буквенными обозначениями важно его усвоить. В идеале все работы должен выполнять рабочий, имеющий допуск к работе в условиях высокого напряжения.

Источник: http://sovet-ingenera.com/elektrika/rele/teplovoe-rele-dlya-elektrodvigatelya.html

Перейдем непосредственно к теме. КАК ПОДОБРАТЬ ТЕПЛОВОЕ РЕЛЕ электродвигателя ИЛИ ПРАВИЛЬНАЯ ЗАЩИТА ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ОТ ПЕРЕГРУЗКИ

Читаем какой номинальный ток двигателя при подключении к сети 380 вольт (Iн).  Этот ток, как мы видим  на шильдике двигателя,  Iн = 1,94 Ампера

Выражение «величина» является условным термином, обозначающим то, какой ток может пропустить через главные рабочие контакты выбранный магнитный пускатель. При присвоении величины считается, что пускатель работает при напряжении 380 В, а его рабочий режим АС-3.

Приведу список различий приборов по их величинам (токи в зависимости от величин):

  • 0 – 6,3 А;
  • 1 – 10 А;
  • 2 – 25 А;
  • 3 – 40 А;
  • 4 – 63 А;
  • 5 – 100 А;
  • 6 – 160 А;
  • 7 – 250 А.

Величины их допустимых токов, протекающих по контактам главной цепи, различаются от тех, что я привел вот по каким принципам:

  • категория использования (она может быть АС-1 -, АС3, АС-4 и еще 8 категорий);
  • первая подразумевает чисто активную нагрузку (или с малым присутствием индуктивности);
  • вторая – для управления моторами, имеющими контактные кольца;
  • третья – работу в режиме прямого запуска движков с ротором короткозамкнутого типа и подключение оных;
  • четвертая — старт моторов, имеющих короткозамкнутый ротор, обесточивание движков, вертящихся медленно, либо недвижимых, торможение методом противотока.

Если увеличивать номер категории использования, то максимальный контактный ток главной цепи (при идентичности параметров коммутационной износостойкости) будет снижаться.

Вернемся к нашим баранам.

Тепловое Реле имеет шкалу, калиброванную в амперах. Обычно шкала соответствует  значению тока уставки (тока несрабатывания реле). Срабатывания реле происходит в пределах 5-20% от превышения тока уставки  потребляемым током электродвигателя. Т.е.

, при перегрузке электродвигателя на 5-20% (1,05*Iн — 1,2*Iн), произойдет срабатывание теплового реле в соответствии с его токовременной характеристикой.

Поэтому выбираем реле таким образом, чтобы ток несрабатывания теплового реле был на 5-10% выше от номинального тока защищаемого электродвигателя (см. таблицу ниже).

 

Таблица для подбора тепловых реле

Мощность  электромоторакВтРеле РТЛ( для ПМЛ)Реле РТ(для ПМК)
0,37 РТЛ-1005 0,6…1 РТ 1305 0,6…1
0,55 РТЛ-1006 0,95…1,6 РТ 1306 1…1,6
0,75 РТЛ-1007 1,5…2,6 РТ 1307 1,6…2,5
1,5 РТЛ-1008 2,4…4 РТ 1308 2,5…4
2,2 РТЛ-1010 3,8…6 РТ 1310 4…6
3 РТЛ-1012 5,5…8 РТ 1312 5,5…8
4 РТЛ-1014 7…10 РТ 1314 7…10
5,5 РТЛ-1016 9,5…14 РТ 1316 9…13
7,5 РТЛ-1021 13…19 РТ 1321 12…18
11 РТЛ-1022 18…25 РТ 1322 17…25
15 РТЛ-2053 23…32 РТ 2353 23…32
18,5 РТЛ-2055 30…41 РТ 2355 28…36
22 РТЛ-2057 38…52 РТ 3357 37…50
25 РТЛ-2059 47…64
30 РТЛ-2061 54…74

Для большинства электродвигателей, произведенных в Китае, мы предлагаем подбирать ток несрабатывания теплового реле равным номинальному.  Подобрав тепловое реле и соответствующий ему магнитный пускатель, настраиваем тепловое реле на нужный нам ток срабатывания.

Если двигатель трехфазный – то умножаем рабочий ток на 1,25- 1,5 – это  и будет уставка теплового реле. 

Источник: http://spelectric.ucoz.ru/publ/kak_vybrat_teplovoe_rele_dvigatelja/1-1-0-157

Как выбрать защиту для электродвигателя?

В электродвигателе, как и в многих других электротехнических устройствах, могут возникать аварийные ситуации. Если вовремя не принять меры, то в худшем случае из-за поломки электродвигателя, могут выйти из строя и другие элементы энергосистемы.

Наибольшее распространение получили асинхронные электродвигатели. Можно выделить 5 основных видов аварий в асинхронных двигателях:

  • обрыв фазы ОФ статорной обмотки двигателя (вероятность возникновения 40-50%);
  • заторможение ротора ЗР (20-25%);
  • технологические перегрузки ТП (8-10%);
  • понижение сопротивления изоляции обмотки ПС (10-15%);
  • нарушение охлаждения двигателя НО (8-10%).

Любой из этих видов аварий может повлечь выход из строя электродвигателя, а короткое замыкание в двигателе, опасно для питающей сети.

Такие аварийные режимы как ОФ, ЗР, ТП и НО, способны вызвать перегрузку по току в статорной обмотке. В результате этого ток возрастает до 7 Iном и более в течение довольно большого промежутка времени.

Короткое замыкание в электродвигателе  может привести к росту тока более чем в 12 Iном в течение очень короткого отрезка времени (около 10 мс).

Учитывая возможные повреждения, и подбирают требуемую защиту.

Защита двигателя от перегрузки. Основные типы.

Тепловая  защита –  осуществляется путем нагрева током  обмотки нагревательного элемента и воздействия его на биметаллическую пластину, которая в свою очередь размыкает контакт в цепи управления контактора или пускателя. Тепловая защита осуществляется  с  помощь  тепловых реле.

Читайте также:  Схема подключения двигателя - советы электрика

Температурная защита — реагирует на увеличение  температуры  наиболее  нагретых  частей  двигателя  с  помощью  встроенных  температурных датчиков (например, позисторов). Через устройства температурной защиты (УВТЗ) воздействует на цепь управления контактора или пускателя и отключает двигатель.

Максимально токовая защита – реагирует на рост тока в статорной обмотке и при его достижении тока уставки отключат цепь управления контактора или пускателя. Осуществляется с помощью максимально токовых реле.

Минимально токовая защита — реагирует на исчезновение тока в статорной обмотке двигателя, например, при обрыве цепи. После чего, подается сигнал на отключение цепи управления контактора или пускателя. Осуществляется с помощью минимально токовых реле.

Фазочувствительная  защита –  реагирует  на  изменение  угла  сдвига  фаз  между  токами  в трехфазной цепи  статорной  обмотки двигателя.

Совет

При изменении угла  сдвига фаз  в пределах уставки (например, при обрыве фаз угол увеличивается до 180º) подается сигнал на отключение  цепи  управления  контактора  или  пускателя.

Осуществляется  с  помощью  фазочувствительных реле типа ФУЗ.

Таблица эффективности применения защит от перегрузки:

Тип защиты от перегрузки Надежность защиты
надежно менее надежно не надежно
1 Тепловая защита ТП ОФ; ЗР НО; ПС
2 Температурная защита ТП; НО ОФ; ЗР ПС
3 Максимально токовая защита ЗР ТП ОФ; НО; ПС
4 Минимально токовая защита ОФ НО; ПС; ТП; ЗР
5 Фазочувствительная защита ТП; ОФ; ЗР НО; ПС

Одним из эффективных средств защиты двигателя является автоматический выключатель.

Автоматический  выключатель,  обладая максимально  токовой  защитой, что позволит защитить  двигатель от чрезмерного роста тока в цепи статорной обмотки, например при обрыве фазы, или повреждении изоляции. При этом он защитит питающую цепь от короткого замыкания в двигателе.

Автоматический  выключатель,  имеющий в своем составе  тепловой расцепитель, расцепитель минимального напряжения, способен защитить двигатель и от других нештатных режимов.

В настоящее время, это одно из наиболее эффективных защитных устройств асинхронных двигателей и цепей, в которых они работают.

Общие правила выбора защиты асинхронных двигателей.

Все двигатели необходимо защищать от короткого замыкания, а электродвигатели, работающие в режиме S1, должны иметь защиту от перегрузки по току.

Электродвигатели, обмотки которых при запуске переключаются с «треугольника» на «звезду», желательно  защищать трехполюсными тепловыми реле с ускоренным срабатыванием в неполнофазных режимах.

Для электродвигателей, работающих в повторно-кратковременных режимах, рекомендуется предусматривать  встроенную  температурную  защиту. Двигатели,  работающие  в  кратковременном режиме S2 с возможным заторможением ротора без технологического ущерба, следует оснащать тепловой защитой.

В случае, если заторможение ротора влечет за собой технологический ущерб, следует применять температурную защиту.

Тепловые реле предназначены в основном для защиты двигателей в режиме S1. Допустимо  применение  их  и для  режима  S2,  если  исключено  увеличение  длительности  рабочего  периода. Для  режима  S3  применение  тепловых  реле  допускается  в  исключительных  случаях при коэффициенте загрузки двигателя не более 0,7.

Для защиты обмоток электродвигателя, соединенных в «звезду», могут применяться однополюсные  реле (два  реле),  двухполюсные  и  трехполюсные  реле.  Защита  обмоток,  соединенных  в «треугольник», должна осуществляться трехполюсными реле с ускоренным срабатыванием в неполнофазных режимах.

На многоскоростные двигатели нужно предусматривать отдельные реле на каждой ступени скорости при необходимости полного использования мощности на каждой ступени или одно реле с уставкой,  выбранной  по  току  ступени  наибольшей  скорости  для  двигателей  с  вентиляторной нагрузкой.

Обратите внимание

Номинальный ток тепловых элементов реле должен выбираться по номинальному току двигателя так, чтобы номинальный  ток двигателя находился между минимальной и максимальной уставками реле по току.

На электротехническом рынке можно найти и другие специализированные устройства защиты электродвигателей, разумеется, цена у них будет значительно отличаться от автоматических выключателей. У себя в проектах я применяю лишь автоматы, контакторы с тепловым реле, устройства плавного пуска и частотные преобразователи, которые имеют встроенную защиту электродвигателей.

Источник: http://220blog.ru/pro-vybor/kak-vybrat-zashhitu-dlya-elektrodvigatelya.html

Вопросы-ответы по электродвигателям

Сессия вопрос-ответ по электродвигателям для частотно-регулируемого привода.До слов”Читать далее” приведены часть вопросов и ответов.

-У меня диапазон регулирования 1:10 подходит ли обычный общепромышленный электродвигатель для работы с преобразователем частоты?
Условно подходит.

При частотах ниже 25Гц электродвигатель должен работать в повторно-кратковременном режиме с ПВ=25% из-за недостаточной охлаждающей способности вентилятора.Для восьми и более полюсных электродвигателей это значение может быть увеличено до 30 Гц.

-У меня диапазон регулирования 1:20 подходит ли обычный электродвигатель для работы с преобразователем частоты?

Условно подходит.При частотах ниже 25 Гц электродвигатель должен работать в повторно-кратковременном режиме с ПВ=25% из-за недостаточности охлаждения вентилятором электродвигателя.

 

-У меня диапазон регулирования 1:50( и выше) подходит ли обычный электродвигатель для работы с преобразователем частоты?

Нет ,не подходит.Требуется специальный электродвигатель.Например,АДЧР.-Мне надо получить вместо 1400 об/мин 2000 об/мин как мне это сделать?Есть ли какие либо ограничения?

– Можно применить преобразователь частоты задав верхний предел регулирования 100Гц и выставив частоту 66,7 Гц.Момент на валу электродвигателя при этом может упасть(если не применять преобразователи частоты с верхним регулированием типа С2000).Если у вас преобразователь частоты не модели VFD-C,то лучше помощнее выбрать электродвигатель.

– У меня электродвигатель на 400Гц .Как его включить в обычную сеть?

400 Гц электродвигатель в обычную сеть включается или через машинный агрегат,или через преобразователь частоты имеющий верхнюю рабочую частоту не ниже 400Гц(преобразователи имеющие на выходе частоту 0-120 Гц не подходят).В большинстве преобразователей частоты напряжение на номинальной частоте регулируется,но надо помнить,что ток через электродвигатель не должен превышать 120% номинального тока преобразователя частоты.Преобразователь частоты подбирается по току электродвигателя.-У меня электродвигатель на 100Гц. Как его включить в обычную сеть?- 100Гц электродвигатель включается в обычную сеть через преобразователь частоты.Настройки такие же как и для 400 Гц электродвигателя.

-У меня трёхфазный электродвигатель на 220 Вольт как его включить в сеть 380 Вольт?

– Такой электродвигатель в сеть 380 Вольт включается или через трёхфазный трансформатор или через преобразователь частоты.При необходимости плавного пуска или регулировки частоты допускается только преобразователь частоты.Преобразователь частоты подбирается по номинальному току электродвигателя.

-У меня трёхфазный электродвигатель на 42 Вольта. Как его включить в сеть 380 Вольт?А в сеть 220 Вольт?

– В сеть 380 Вольт электродвигатель на 42 вольта можно включить или через трёхфазный трансформатор, или через преобразователь частоты,допускающиий установку номинального напряжения ниже 100 Вольт.При этом преобразователь частоты подбирается не по мощности,а по току электродвигателя. В сеть 220 Вольт 42 вольтовый электродвигатель можно включить через преобразователь частоты.Преобразователь частоты выбирается аналогично преобразователю частоты на 380 Вольт.- У меня электродвигатель с тормозом. Как его подключить к преобразователю частоты?

– Для подключения к преобразователю частоты необходимо выделить цепь питания тормоза.Эта цепь пропускается или через контактор или через контакты реле преобразователя частоты.

При питании тормоза 220 Вольт годится и первый и второй способы подключения,а при напряжении 380 вольт только подключение через контактор.

Если в тормозе применена токовая катушка(сопротивление менее 50 Ом),то необходим источник питания рассчитанный исходя из номинального тока электродвигателя и сопротивления катушки.Обычно это 5-10 Вольт.Годится  источник постоянного тока.

-У меня трёхфазный электродвигатель. Как его включить в однофазную сеть без потери мощности?

– Существуют два способа включения: через электромашинный агрегат с входным выпрямителем и через преобразователь частоты.Преобразователи частоты выпускаются для включения в однофазную сеть.У большинства фирм преобразователи рассчитаны на электродвигатели до 2,2кВт включительно,а у Omron и Powtran до 5,5 кВт.

– У меня трёхфазный электродвигатель на 380 Вольт.Как его включить в однофазную сеть?

– Существуют два способа включения: через электромашинный агрегат с выпрямителем и через преобразователь частоты VFD-VL.Электромашинный агрегат должен состоять из электродвигателя постоянного тока и генератора на 380 Вольт.Преобразователь частоты VFD-VL допускает питание от сети 220 Вольт в аварийном режме при нижнем значении напряжения сети 200 Вольт(иначе потребуются аккумуляторы с суммарным напряжением 96 Вольт).Преобразователи частоты рассчитаны на электродвигатели с током не менее 4А(2,2кВт)).- Защитит ли преобразователь частоты электродвигатель?

Да.Защитит если в параметрах по умолчанию включена защита.

– Нужны ли тепловые реле?

– Если на выходе преобразователя частоты один электродвигатель,то не нужны.Если два и более электродвигателя,то все электродвигатели снабжаются тепловыми реле.Контакты тепловых реле выводятся в цепь управления преобразователя частоты и на них запрещено подавать напряжения 220 и 380 Вольт.

– Допускается ли применение контакторов на выходе преобразователя частоты?

– В большинстве моделей не допускается. Если в техническом описании приводится схема с контакторами,то такое включение допускается. При этом управляет контакторами преобразователь частоты. Попадание напряжения 220 и 380 Вольт на выходные цепи преобразователя частоты недопустимо- это приводит к выходу преобразователя частоты из строя.

Источник: http://dmitriyrozov.blogspot.com/2013/03/blog-post_24.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector