Какие бывают реле – советы электрика

Виды реле и применение. Работа и назначение. Особенности

Реле – это выключатели, применяемые для разъединения, переключения и соединения электрических цепей с целью создания определенных условий эксплуатации приборов. Эти коммутационные устройства питания предложены в продаже в широком ассортименте разновидностей, отличающиеся по конструктивным особенностям и типу поступающего сигнала.

Сфера применения

Различные виды реле используются в разнообразных направлениях:

  • Управление электрических систем.
  • Защиты систем от скачков напряжения.
  • Обеспечения бесперебойной работы приоритетного оборудования.
  • Автоматизации оборудования.

От функционирования данных устройств зависит фактическая целостность систем целиком или отдельного дорогостоящего оборудования.

В связи с этим к релe предъявляются строгие требования, такие как надежность, чувствительность и быстродействие. Отдельные устройства способны реагировать на изменение параметров в выбранном порядке.

К примеру, при возникновении аварийных ситуаций они отключают только поврежденные участки систем, в то время как все остальные элементы продолжат функционировать бесперебойно.

Виды реле

  • Электронные.
  • Герконовые.
  • Электротепловые.
  • Для извлечения временной выдержки.
  • Реле света.
  • Электромагнитные.
  • Приоритета.

Электронные

Такие устройства обычно применяются для подключения больших силовых нагрузок. Они подают и отключают напряжение на электрическую цепь. Электронные релe оснащаются полупроводниковым элементами (Резисторы, конденсаторы, транзисторы, диоды, микросхемы и т.п.).

Они реагируют на изменение параметров напряжения. Такие устройства можно встретить и в электросистеме транспортных средств. К примеру, блок электронных релe контролирует расход энергии и величину напряжения на клеммах аккумулятора.

Также он выполняет функцию управления системой освещения.

Герконовые

Такие виды реле представляют собой герконовую катушку. Внешне они выполнены в виде баллона, внутри которого создан вакуум или закачен специальный инертный газ.

В таких условиях располагаются соединительные элементы из пермаллоя в виде проволоки с контактами и покрываются тонким золотым или серебряным напылением. Геркон располагается в центре электрического магнита или находится под воздействием его поля.

В то время, когда ток подается на обмотку, образуется магнитный поток, который намагничивает пружины и запирает контакты. Обычно реле герконового типа применяется для переключения электрических цепей.

Обратите внимание

Герконовые релe бывают замыкающими, переключающими или размыкающими. Неоспоримым преимуществом подобных устройств являются их небольшие габариты, доступная стоимость, а также отсутствие трущихся частей, что обеспечивает их большим ресурсом. Их контактная группа полностью защищена от влаги, и располагается в благоприятных условиях вакуума или специального газа, что повышает надежность.

При использовании герконовых реле потребуется избегать применения таких устройств вблизи от источника ультразвука, который отрицательно влияет на электрические параметры датчика. Такой же эффект создает и стороннее магнитное поле.

Также нужно учитывать, что герконовые реле не переносят механических повреждений. Зачастую применяемая у них колба изготавливается из стекла, поэтому если его разбить, то устройство не сработает.

Также нужно учитывать, что при подаче больших токов контакты герконов самопроизвольно размыкаются, поэтому такое оборудование должно эксплуатироваться только в тех системах, параметры напряжения в которых соответствуют техническим возможностям реле, прописанным в его инструкции.

Такая же проблема с самовольным размыканием и замыканием контактов наблюдается и при работе с низкочастотным напряжением.

Электротепловые

В устройстве таких релe применяются биметаллические пластины (слои из разных металлов). В принципе работы оборудования лежит разный коэффициент расширения при разогреве пластин. При достижении определенного показателя нагрева осуществляется отключение или переключение параметров электрического тока.

Обычно тепловые релe применяют при подключении электрических двигателей. Если оборудование начинает работать на износ в результате увеличения нагрузки, то увеличивается расход количества энергии. Как следствие через релe проходит значительно больше электричества, что и приводит к его разогреву.

Столь серьезные нагрузки обычно сопровождаются аварийными ситуациями, поэтому и применяется тепловое релe, которое прекратит подачу питания на оборудование. После того как биметаллические пластины в термореле остынут, электродвигатель снова удастся запустить.

На термических релe может иметься колесико регулировки температуры, а иногда предусматривается кнопка принудительного запуска.

Тепловые виды реле также бывают разных типов. Они могут применяться для трехфазных или обычных электросетей. Есть устройства, в которых температура контролируется с помощью чувствительного щупа, прикладываемого непосредственно к оборудованию.

Также бывают устройства, в которых вместо металлических пластин применяются специальные сплавы. При достижении определенных температур они расплавляются, тем самым полностью разрывая цепь. Эти устройства отличаются высокой скоростью срабатывания.

Важно

Их принцип работы практически идентичен предохранителям. Для последующего запуска оборудования необходимо полностью сменить релe или расплавленный проводник, если это конструктивно предусматривается.

Подобные устройства обычно устанавливаются непосредственно на оборудование как последняя стадия защиты от перегорания.

Релe временной выдержки

Такие виды релe являются очень распространенными во многих сферах промышленности и бытовой жизни. Они позволяют подавать и отключать напряжения с короткими промежутками времени между действиями. В них применяются специальные замедляющие схемы, позволяющие создавать паузу в передаче электричества по цепи на несколько секунд. Продолжительность разрыва зависит от сферы применения релe.

Именно эти устройства работают в автомобилях при включении поворотных сигналов. Релe подает питание на лампочку и отключает его, многократно повторяя такое действие. Подобные устройства используются и на световых гирляндах, применяемых для украшения елки. Увидеть в работе релe временной выдержки можно и на мигающих светофорах, которые стоят на железнодорожных переездах и т.д.

Таймер света

Такие виды реле весьма схожи с устройствами для извлечения временной выдержки. Они применяются для контроля за осветительным оборудованием, а точнее его запрограммированным включением и отключением в определенные часы. Релe выпускаются для промышленных и бытовых нужд. Промышленные таймеры света используются в крупных теплицах, животноводческих предприятиях и т.д.

В бытовой жизни подобные устройства можно встретить в домашних аквариумах, где они включают и отключают свет в строго заданном режиме.

Таким образом, таймер света выполняет роль посредника, который подает напряжение на протяжении определенного времени, после чего его отключает.

Фактически к устройству можно подключить и нагреватель, вентилятор или прочее электрооборудование, которое должно работать в определенные часы.

Подобные устройства могут быть электронными или электромеханическими. Электронные работают бесшумно, в то время как электромеханические создают незначительный гул. Электромеханические не имеют собственного источника питания, поэтому в случае пропажи напряжения в сети, установленные настройки времени сбиваются.

Электромагнитные

Их принцип работы основан на воздействии магнитного поля, которое создается током в статической обмотке, на имеющийся в конструкции якорь. Такое оборудование реагирует на значение тока подаваемого на обмотку. Электромагнитные релe бывают двух разновидностей: переменного и постоянного тока

Релe переменного тока срабатывает при подаче на его обмотку переменного тока определенной установленной частоты. Подобные виды релe производится со средним током нагрузки до 320А и напряжением до 1,6 кВ.

Устройства данного типа широко применяются на промышленном оборудовании, а также на некоторых разновидностях бытовой техники. Их можно встретить в конструкции медицинского оборудования, холодильников, телевизоров, и практически любой бытовой техники.

Совет

Самые мощные устройства применяются на промышленных станках.

Релe постоянно тока предназначено для работы в сетях с постоянным напряжением. Такие устройства могут быть нейтральными или поляризованными. Якорь поляризованных релe меняет направление своего движения в зависимости от полюсов питания. Нейтральные устройства не зависят от полярности напряжения.

Коммутаторы приоритета

Такие виды реле управляют подключением потребителей тока и реагируют на чрезмерное увеличение нагрузки. В результате устройство отключает менее необходимые потребители. Таким образом, применение таких систем позволяет не обесточивать всю цепь.

Подобные устройства выпускаются как для промышленных, так и бытовых нужд. Бытовые релe приоритета монтируется на DIN-рейку в электрощитке дома или квартиры. К нему подключается сразу две или более электролинии для питания розеток или оборудования.

Одна из них является приоритетной. При чрезмерном потреблении энергии, объем которого является опасным для электропроводки, устройство отключит неприоритетные цепи потребления, тем самым уменьшив нагрузку.

В том же случае когда релe приоритета не применяется, то срабатывает автоматический выключатель, который обеспечивает всю систему.

Похожие темы:

Источник: https://electrosam.ru/glavnaja/jelektrooborudovanie/rozetki-vykljuchateli/vidy-rele-i-primenenie/

Что такое реле напряжения, зачем оно нужно и как его выбрать

Для чего нужно реле напряжения

Реле напряжения применяются исключительно для защиты оборудования от скачков напряжения и больше ни для чего. Помните, ни пробки, ни автоматические выключатели не защищают от плохого напряжения.

Реле напряжения не выравнивает плохое напряжение, а только отключает питание и автоматически включает сеть при восстановлении нормального напряжения. Если в Вашей сети стабильно плохое напряжение и/или очень частые скачки, то технически Вам поможет только стабилизатор напряжения. Хотя по закону и по совести это является проблемой поставщика электроэнергии.

Причин скачков напряжения может быть много: от неграмотного электрика до обрыва кабеля. Но наиболее частая на сегодня поломка в электрике – это “обгорание” ноля. При обгорании ноля напряжение в Вашей квартире (доме) будет “скакать” от 300В до 380В.

При этом сгорает все, что было включено: холодильники, компьютеры, стиральные машины и т.п. Основная причина обгорания – старые кабельные линии. У себя в квартире Вы можете поменять всю электропроводку, но это не защитит Вас от обгорания нуля в подъезде или на площадке.

Обратите внимание

К сожалению, на сегодня в любом киевском ЖЭКе такие ЧП случаются десятками и сотнями в год, а в масштабах г. Киева – тысячами.

Таким образом, реле напряжение эффективно для аварийных ситуаций. Во всех прочих случаях желательно использовать стабилизатор напряжения.

Например, если “обычное” напряжение в Вашей сети составляет 170В-190В, то современный холодильник проработает максимум год-полтора.

Реле напряжения в данном случае никак не поможет, оно либо будет без конца срабатывать либо просто отключит питание, и Вы останетесь фактически без холодильника.

Виды реле напряжения

В зависимости от типа подключения реле напряжения выпускаются как для одного прибора (с установкой в розетку), так и для всей квартиры/дома (с возможностью установки в электрощиток).

Читайте также:  Проверка сопротивления изоляции - советы электрика

Как правильно выбрать реле напряжения

Для того, чтобы разъединить два контакта, находящихся под напряжением, нужно определенное услилие (контакты намагничиваются): чем больший ток идет через контакты, тем большее усилие необходимо для их размыкания.

В каждом реле стоит катушка определеннго размера, которая и размыкает контакты. Чем выше номинал реле напряжения, тем большего размера ставится катушка. По правилам маркировки размыкающая сила катушка ниже номинала реле.

Все производители реле напряжения в инструкции указывают на данный факт и рекомендуют корректировать номинальный ток на 20-30%.

Таким образом, при выборе реле напряжения Вам достаточно знать, что если на Вашем вводном автомате написано 25А, то Вам необходимо реле на 32А или 40А. Если Ваш вводной автомат рассчитан на 40А – то достаточно взять реле на 50-63А и т.д.

И последнее. Реле напряжения не имеет встроенной защиты от высоких токов. Т.е. реле напряжения нужно защищать от высоких токов с помощью автоматического выключателя. Автомат подбирается, как и сказано выше, номиналом на 20-30% ниже, чем номинал реле. Автоматический выключатель устанавливается перед реле.

Важно

И самое последнее. Обратите внимание, что ни реле напряжения, ни стабилизаторы не защищают от высокого напряжения разряда молнии. Токи молнии настолько велики, что обычные автоматы и реле просто взрываются.

От прямого попадания молнии защищают, как известно, молниеотводы.

А вот для защиты от остаточных токов, которые могут распространяться по линиям электропередач и под землей, устанавливаются высоковольтные разрядники.

Купить реле напряжения в Киеве с доставкой по всей Украине Вы можете в нашем интернет-магазине. Наш менеджер с удовольствием ответит на все Ваши вопросы.

Источник: http://hselectro.zakupka.com/articles/95903-chto-takoe-rele-napryazheniya-zachem-ono-nuzhno-i-kak-ego-vybrat/

Как выбрать реле напряжения. Защита домашней техники от скачков напряжения

Пиковые всплески и внезапные провалы напряжения в сети способны погубить большую часть бытовых приборов, если не использовать для их защиты реле напряжения.

Чего не хватает в распределительном щитке

Заглянем в квартирный щиток или в распределительный щит, расположенный на лестничной площадке.

Помимо групп контактов и приборов учета потребления электроэнергии, в нем можно увидеть предохранители или автоматические выключатели, защищающие сеть от токов перегрузки и короткого замыкания, сгенерированных самим потребителем энергии.

Гораздо реже щитки оснащены устройствами защитного отключения (УЗО), прекращающими подачу питания в случае возникновения токов утечки через поврежденную изоляцию кабеля, предотвращая таким образом поражение человека электрическим током и предупреждая возникновение пожара.

И совсем редко компанию вышеназванным приборам составляют реле напряжения, основное назначение которых – следить за качеством поступающего из сети электричества, а в случае выхода значений его напряжения за пределы допустимых норм — прекращать подачу питания в квартиру.

Почему же отсекателей напряжения так мало в наших щитовых?

Причина проста: принято считать, что электроэнергия, поставляемая конечным пользователям, имеет стабильное напряжение в 220 В и в дополнительной обработке совершенно не нуждается.

На самом деле, ситуация с качеством поставляемого электрического питания непростая.

Достаточно часто в результате грозовых разрядов, различных перегрузок, аварий в питающей сети или перекосов фаз, вызванных обгоранием или обрывом нулевого провода, напряжение в электрической сети колеблется в достаточно широком диапазоне – от 130 до 380 В.

Избыточно высокое значение напряжение электрического тока приводит к перегреву элементов электрических схем и нарушению целостности их изоляции. В результате устройство-потребитель электричества попросту выходит из строя.

Совет

В случае пониженного напряжения, развиваемая электрическим двигателем мощность, является недостаточной для начала вращательного движения.

Неудивительно, что ротор электродвигателя холодильника или пылесоса остается неподвижным или вращается с пониженной скоростью, что неизбежно приводит к его поломке.

Реле напряжения

С заданием защиты потребителей электричества от импульсных помех, повышенного или пониженного напряжения эффективнее всего справляется реле напряжения, состоящее из электронного устройства контроля напряжения и силовой части разъединителя нагрузки.

В случае выхода значения напряжения за пределы заранее запрограммированного диапазона (например, 190 – 250 В), микропроцессор посылает силовой части команду прекратить подачу питания к нагрузке.

Обесточив сеть, реле проводит постоянный контроль за напряжением подаваемого питания и в случае, если оно вернулось в норму, через запрограммированный отрезок времени (рекомендованное значение — 6 минут) подача электрического тока будет возобновлена.

В зависимости от способа подключения устройства могут быть выполнены как в виде модуля с вилкой и розеткой, так и в форме разветвителей, тройников или удлинителей.

Для запитывания таких реле достаточно установить их вилку в розетку сети питания.

Кардинально отличаются от них приборы, устанавливаемые в шкафы, щитовые и снабжающие электроэнергией всю квартиру.

Для подавляющего большинства квартир необходимы однофазные отсекатели напряжения. Если же жилье или производственное помещение запитано трехфазным током, защитить его оборудование от перепадов напряжения можно установкой по одному однофазному реле на каждую фазу.

А почему для этих целей не используют 3-фазное реле напряжения? Ответ прост: при использовании 3-фазного реле, в случае незначительного перекоса фаз или пропадания питания на одной из фаз, реле обесточит все 3 фазы, в том числе те две, у которых проблем с питанием не наблюдалось.

Обратите внимание

Основное назначение 3-фазных реле – защита таких же 3-фазных электрических двигателей в кондиционерах, компрессорах, холодильных установках и различных промышленных станках.

Выбирая реле напряжения, обращайте внимание на номинальное значение его силы тока. Число, выраженное в амперах, является силой тока, который реле может через себя пропустить без вреда для своей работоспособности.

Это не значит, что при достижении такого значения силы тока отсекатель напряжения сможет разомкнуть свои контакты, прервав подачу питания потребителям.

Поэтому ориентируйтесь на номинал вводного автоматического выключателя, установленного в распределительном щитке. Значение силы тока реле должно быть на 20-30% выше номинала выключателя.

Проще говоря: если автомат рассчитан на 25А, номинал отсекателя напряжения должен быть не менее 32 А.

Немаловажное значение имеет и скорость отключения нагрузки. Остановите свой выбор на моделях со значением в 0,02-0,10 с, отказавшись от покупки более дешевых устройств со скоростью отключения, равной около 1 с.

Защитив электрические приборы в своем доме при помощи реле напряжения, можете быть спокойны – напряжение, подаваемое к ним, будет всегда находится в пределах значений, заданных вами при настройке прибора.

Источник: https://goodmaster.com.ua/dom-i-kvartira/kak-vybrat-rele-napriazheniya.html

Реле напряжения: какие бывают, как выбрать и подключить?

На сегодняшний момент существует огромное количество самых разнообразных бытовых приборов, которые с каждым годом оснащаются все более умной электроникой, уменьшаются в размерах, изменяют свой дизайн, форму и цвет. Но все же, несмотря на это, одно остается неизменным уже на протяжении многих лет: сегодня, как и десять, и двадцать лет назад, стабильная работа электрооборудования полностью зависит от качества электроэнергии.

Сколько бед натворили в быту и на производстве резкие провалы и пиковые всплески сетевого напряжения? Лучше всех об этом знают работники сервисных мастерских и противопожарные службы.

Можно ли свести к минимуму количество отказов бытовой техники и оборудования из-за нестабильного напряжения? Оказывается можно. Достаточно только в цепи нагрузок выполнить электромонтаж реле напряжения. Это устройство защиты способно в доли секунды обесточить электросеть при любом скачке или падении напряжения.

Реле напряжения – это прибор, представляющий собой совокупность электронного устройства контроля напряжения и силовой части разъединителя нагрузки, собранные в одном корпусе.

«Сердце» реле напряжения может быть изготовлено на базе микропроцессора или простого компаратора. При этом микропроцессорные реле напряжения отличаются более плавной регулировкой верхнего и нижнего порога срабатывания.

Главным параметром реле напряжения является быстродействие. При этом время срабатывания некоторых реле составляет всего лишь десятки наносекунд. Установка порога срабатывания осуществляется потенциометром по градуированной шкале.

В отличие от стабилизатора напряжения реле напряжения не выравнивает напряжение в сети, а только мгновенно отключает защищаемый участок при повышении или понижении напряжения и автоматически включает его при стабилизации напряжения в сети. Поэтому оно весьма эффективно при аварийных ситуациях, которые возникают в результате обрыва нейтрали, перегрузки, перекоса фаз и т.п.

В зависимости от типа подключения реле напряжения подразделяются на:

– Реле напряжения вилка-розетка (V-protector 16AN, РН-101М).

Такое реле напряжения устанавливается непосредственно в розетку и используется для защиты отдельных потребителей или их групп.

Важно

Реле управляется при помощи микроконтроллера, который осуществляет анализ текущего питающего напряжения и отображает его действующее значение на цифровом табло. Отключение нагрузки осуществляется электромагнитным реле.

Для установки допустимых пределов и времени задержки используются кнопки.

– Реле напряжения-удлинитель (РН-101М, ZUBR P616y, V-protector 10Acy).

Данный прибор аналогичен предыдущему, единственное отличие состоит в том, что реле напряжения-удлинитель может иметь две и более розетки. То есть с его помощью можно одновременно защитить, например: холодильник и телевизор или стиральную машинку, холодильник и кондиционер;

– Реле напряжения для установки на DIN-рейку (V-protector 16-80A, ZUBR D340t).

Это реле предназначено для установки в распределительном шкафу. Большим достоинством данного прибора является то, что с его помощью можно защитить не только определенную группу потребителей, но и весь дом или квартиру.

Обычно такие реле имеют широкий диапазон регулировок и могут работать в нескольких независимых режимах, например: как реле напряжения, как реле минимального напряжения, как реле максимального напряжения, как реле времени с задержкой на включение.

Коммутация нагрузки, мощность которой не превышает 8,5 кВА, осуществляется непосредственно контактами реле напряжение. Если же мощность нагрузки превышает 8,5 кВА, то для ее отключения используют магнитный пускатель, контактор или автоматический выключатель, соответствующей мощности.

Читайте также:  Как установить электросчетчик в гараже - советы электрика

Так же реле напряжения делятся на однофазные и трехфазные. Понятно, что если нагрузка однофазная, то для ее защиты следует использовать однофазные реле.

Трехфазные реле напряжения используется для защиты трехфазных двигателей и трехфазного оборудования. Они прекрасно подойдут для защиты от перенапряжения и пропадания фазы кондиционерных, холодильных, компрессорных установок, станков и другого оборудования, имеющего электропривод.

Не менее эффективно их применяют и в системах контроля полнофазности и качества сетевого напряжения. Если помещение оборудовано трехфазным вводом, то вы можете в качестве защиты от скачков напряжения, конечно же, поставить трехфазное реле.

Но, при пропадании одной из фаз, трехфазное реле напряжения будет отключать и оставшиеся две, поскольку работа трехфазных двигателей в таком режиме недопустима.

Кроме этого трехфазное реле будет срабатывать даже при небольшом перекосе фаз, так как это тоже является опасным режимом для двигателей.

Совет

К примеру: если у вас на одной фазе будут 220 В, а на второй 230 В, трехфазное реле обесточит весь дом, даже несмотря на то, что такое напряжения является абсолютно нормальным для питания большинства бытовых приборов.

Поэтому, если у вас нет трехфазных потребителей, лучше всего будет поставить на каждую фазу по однофазному реле напряжения.

Выбирать реле напряжения необходимо с 20 – 30 % запасом по мощности. Поскольку номинал силы тока, на который рассчитано реле напряжения, означает силу тока, которую способно пропустить реле, но никак не разомкнуть. То есть если на вашем автоматическом выключателе написано 25 А, то вы можете взять реле напряжения на 32 А или 40 А.

Источник: http://www.alprof.info/articles/opisanie/rele_napriazheniia_kakie_bivaiut_kak_vibrat_i_podkliuchit/

Реле напряжения: что это?

В современном мире существует достаточное количество самых разнообразных электрических приборов, которые во множестве присутствуют в современных квартирах и домах. К ним относятся холодильники, стиральные машины, микроволновые печи и другие самые разнообразные электронные гаджеты.

Хотя сейчас и наблюдается расцвет электрических приборов и их все большое внедрение в повседневную жизнь, существует проблема, которая до сих пор до конца не решена. И она может привести к порче данных приборов. Этой проблемой является не стабильность работы подачи напряжения.

Ведь любые всплески или провалы, которые происходят в сети, приводят к порче оборудования работающего от электричества. Поэтому для предотвращения таких ситуаций, был разработан специальный прибор – реле напряжения.

Для чего реле напряжения нужно? Задача защита электрооборудования и приборов путем обесточивания электрической сети в момент, когда происходит падение или скачок напряжения.

Что такое автоматическое реле напряжения?

Автоматическое реле напряжения совмещает в себе электронное устройство, которое выполняет контроль за напряжением и силовой части, которое производит разделение нагрузки. Все это соединено между собой в единую систему, таки образом получается схема реле напряжения.

Реле напряжения

Главным в реле напряжения является компаратор или у более современных моделей – микропроцессор. При этом наличие процессора позволяет прибору более правильно реагировать на все скачки или падения в сети, и обеспечивать точное отключения в нужный момент. Таким образом устройство реле напряжения довольно просто.

Так следует понимать, что самым основным параметром для реле напряжения является его своевременное срабатывание. Поэтому чем быстрее произойдет отключение, тем больше вероятность, что не произойдет порча электрических приборов.

Часто многие путают данный прибор со стабилизатором напряжения. Но принцип их работы отличается и это надо учитывать. Стабилизатор – занимается выравниванием напряжения, а реле попросту производит отключение сети. Что является очень эффективным во время различных аварийных ситуациях.

Установка реле напряжения в электрическом щитке, основные причины

  • При обрыве нейтрали. Такое случается довольно часто, особенно в домах старой постройки. Во время такой ситуации на фазе возрастает напряжения, достигая опасных показателей, вторая же фаза остается нейтральной. При таком положении дел может произойти гибель электрооборудования.
  • При обрыве линии (воздушной). Такое случается в частном секторе. При этом в доме может появится линейное напряжение намного выше 220 В.
  • При отдаленности от подстанции трансформатора. В этой ситуации наоборот может случиться то, что напряжение упадет до минимального.
  • При возникновении в одной из фаз перегрузок. Это может случиться при появлении в сети мощного потребителя энергии. Это приводит перекос в системе. И при трехфазной системе, оборудование, которое находится на фазе, которая осталась «пустой» может произойти его порча.

Реле напряжения в щитке

Можно выделить несколько типов реле напряжения

  1. Прибор по типу вилка-розетка. Реле напряжения 220 В устанавливается прямо в разъем розетки и служит для защиты подключенных через него устройств. На данном реле имеется цифровое табло, которое отображает показатели напряжения в данный момент. При помощи кнопок возможно выставление необходимых показателей.

    Находящиеся внутри электромагнитное реле и выполняет экстренное выключение.

  2. Удлинитель-реле напряжения. В принципе это такое же устройство как и предыдущее. Единственное его отличие заключается в том, что при его помощи можно подключить несколько электроприборов.
  3. Реле, устанавливаемое на DIN-рейку.

    Данный вид устройства устанавливается непосредственно в распределительный щит, на входе в квартиру. Благодаря большому диапазону регулировок они могут работать в нескольких определенных режимах. Зачастую применяется однофазное реле напряжения.

  4. Трехфазное реле напряжения.

    Данное реле применяется для защиты оборудования и двигателей использующих соответственно три фазы. Но данное реле довольно чувствительно к любым даже незначительным колебаниям напряжения. Это объясняется тем, что оно призвано оберегать оборудование, в которых даже небольшой перепад способен приводить к потере работоспособности.

    Таким образом при возникновение перепада даже в 10 В, выключает сразу три фазы.

Правила выбора реле напряжения для квартиры или дома

Для наиболее правильного подбора устройства следует подбирать ориентируясь на показания мощности объекта, на котором планируется установить реле. При установленных автоматических выключателях 25 А, реле лучше выбирать с показаниями напряжения больше процентов на тридцать, то есть примерно 32 А.

Общие рекомендации как подключить реле напряжения

Для подключения данного устройства используются два контакта находящиеся на этом устройстве. На корпусе прибора есть обозначения для подключения фазы и нуля. Но нужно ориентироваться по схеме прилагаемой к каждому устройству. Так как у разных производителей вход может быть или сверху или снизу, что важно учитывать.

Инструкция по установке реле напряжения

Установку реле напряжения лучше осуществлять сразу после входного автомата. Такая установка позволяет при возникновении аварийной ситуации отключить все устройства в квартире, которые запитаны в сеть.

Так же такая схема установки позволяет уберечь и сам электросчетчик. Но следует помнить, что в таком случаи лучше устанавливать отдельный блок в который будут помещены входной автомат и реле напряжения, и они будут опломбированы компанией предоставляющей услуги потребителю.

Как установить автоматическое реле напряжения?

  1. Установка должна осуществляться в точном соблюдении инструкции, которое входи в комплект устройства. Так к примеру у однофазных счетчиков присутствует три разъема. Это для них вход и выход для фазы и ноль. При этом их расположение может различаться.

  2. Сначала требуется проверить полностью ли отключено напряжение во всей сети. Для установки используются стандартный набор инструментов для работы с электричеством: отвертка тестер напряжения, плоскогубцы или бокорезы, набор отверток с разными насадками.

  3. Стандартную рейку (DIN) прикрепляется в определенном, заранее выбранном месте в щитке. На нее и устанавливается автоматическое реле напряжения с помощью имеющихся на нем зажимов.
  4. К клеммам подключается фаза на вход и выход. Сначала подключается входная клемма на входной выключатель.

    А от выхода идет подсоединение на автоматы, обеспечивающие работу электроприборов. Ноль идет на электросчетчик и не несет на себе нагрузку.

Регулировка устройства

На корпусе прибора имеется различные регуляторы. С помощью отвертки выставляется верхний порог напряжения. Зачастую шаг имеет в 5 В и 10 В. По нижнему регулятору производится выставление нижнего порога напряжения. По такому же принципу выставляется и время выключения.

Когда производится включение питание, следует выждать секунд пять – шесть после истечения, которых начинает мигать индикатор, он подсвечивается зеленым цветом. Если все в порядке, то на следующем этапе происходит загорание на корпусе индикаторов желтого и зеленого цвета.

Увидеть, что реле напряжение выключило сеть можно и по постоянно горящему красному индикатору, это происходит именно при повышении уровня допустимого напряжения.

Если же напряжение падает, то красный огонек будет мигать с частотой примерно секунде две. Если же наблюдается мигание зеленого и красного индикатора, то видимо был включен тестовый режим. Но следует помнить, что эти показания характерны для большинства приборов, но для более точного определения показаний – необходимо следовать инструкции.

Источник: http://enargys.ru/rele-napryazheniya-chto-eto/

Автомобильные реле: устройство, выбор и проверка – Колеса.ру

Машины год от года становятся все умнее – они уже самостоятельно вращают рулем, меняют жесткость подвески, делают водителю массаж пятой точки и многое другое… Однако конечный исполнительный механизм большинства электрических цепей автомобиля, скромная «рабочая лошадка» – это реле, практически не изменившее свою конструкцию аж с 1831 года, когда впервые было изобретено… Что обычному автовладельцу полезно знать о реле?

Как известно, габариты и мощность выключателя, коммутирующего мощную нагрузку, должны этой нагрузке соответствовать.

Нельзя включить такие серьезные потребители тока в автомобиле, как, скажем, вентилятор радиатора или обогрев стекла крошечной кнопочкой – её контакты просто сгорят от одного-двух нажатий.

Соответственно, кнопка должна быть крупной, мощной, тугой, с четкой фиксацией положений on/off. К ней должны подходить длинные толстые провода, рассчитанные на полный ток нагрузки.

Но в современном автомобиле с его изящным дизайном интерьера места таким кнопкам нет, да и толстые провода с дорогостоящей медью стараются применять экономно.

Поэтому в качестве дистанционного силового коммутатора чаще всего применяется реле – оно устанавливается рядом с нагрузкой или в релейном боксе, а управляем мы им с помощью крошечной маломощной кнопочки с подведенными к ней тоненькими проводками, дизайн которой легко вписать в салон современной машины.

Внутри простейшего типичного реле располагается электромагнит, на который подается слабый управляющий сигнал, а уже подвижное коромысло, которое притягивает к себе сработавший электромагнит, в свою очередь замыкает два силовых контакта, которые и включают мощную электрическую цепь.

Обратите внимание

В автомобилях чаще всего используются два типа реле: с парой замыкающих контактов и с тройкой переключающих.

В последнем при срабатывании реле один контакт замыкается на общий, а второй в это время отключается от него.

Существуют, конечно же, и более сложные реле, с несколькими группами контактов в одном корпусе – замыкающими, размыкающими, переключающими. Но встречаются они существенно реже.

Обратите внимание, что на нижеприведенной картинке у реле с переключающей контактной тройкой рабочие контакты пронумерованы. Пара контактов 1 и 2 называется «нормально замкнутые». Пара 2 и 3 – «нормально разомкнутые». Состоянием «нормально» считается состояние, когда на обмотку реле НЕ подано напряжение.

Наиболее распространенные универсальные автомобильные реле и их контактные выводы со стандартным расположением ножек для установки в блок предохранителей или в выносную колодку выглядят так:

Герметичное реле из комплекта нештатного ксенона выглядит иначе. Залитый компаундом корпус позволяет ему надежно работать при установке вблизи фар, где водяной и грязевой туман проникают под капот через решетку радиатора. Цоколевка выводов – нестандартная, поэтому реле комплектуется собственным разъемом.

Для коммутации больших токов, в десятки и сотни ампер, используют реле иной конструкции, нежели описанные выше. Технически суть неизменна – обмотка примагничивает к себе подвижный сердечник, который замыкает контакты, но контакты имеют значительную площадь, крепление проводов – под болт от М6 и толще, обмотка – повышенной мощности.

Конструктивно эти реле сходны со втягивающим реле стартера. Применяются они на грузовых машинах в качестве выключателей массы и пусковых реле того же стартера, на разной спецтехнике для включения особо мощных потребителей.

Важно

Нештатно их используют для аварийной коммутации джиперских лебедок, создания систем пневмоподвески, в качестве главного реле системы самодельных электромобилей и т.п.

К слову, само слово «реле» переводится с французского как «перепряжка лошадей», и появился сей термин в эпоху развития первых телеграфных линий связи.

Малая мощность гальванических батарей того времени не позволяла передавать точки и тире на дальние расстояния – все электричество «гасло» на длинных проводах, и доходившие до корреспондента остатки тока были неспособны шевельнуть головку печатающего аппарата.

В результате линии связи стали делать «с пересадочными станциями» – на промежуточном пункте ослабевшим током активировали не печатающий аппарат, а слабенькое реле, которое уже, в свою очередь, открывало путь току из свежей батареи – и далее, и далее…

Что нужно знать о работе реле?

Напряжение, которое обозначено на корпусе реле, – это усредненное оптимальное напряжение. На автомобильных реле пропечатано «12V», но срабатывают они и при напряжении 10 вольт, сработают и при 7-8 вольтах.

Аналогично и 14,5-14,8 вольт, до которых поднимается напряжение в бортсети при запущенном двигателе, им не вредит. Так что 12 вольт – это условный номинал.

Хотя реле от 24-вольтовой грузовой машины в 12-вольтовой сети не заработает – тут уж разница слишком велика…

Второй главный параметр реле после рабочего напряжения обмотки – максимальный ток, который может пропустить через себя контактная группа без перегрева и пригорания. Указывается он обычно на корпусе – в амперах. В принципе, контакты всех автомобильных реле достаточно мощные, «слабаков» тут не водится.

Даже самое миниатюрное коммутирует 15-20 ампер, реле стандартных размеров – 20-40 ампер. Если ток указывается двойной (например, 30/40 А), то это означает кратковременный и долговременный режимы.

Собственно, запас по току никогда не мешает – но это касается в основном какого-то нештатного электрооборудования автомобиля, подключаемого самостоятельно.

Выводы автомобильных реле маркируются в соответствии с международным электротехническим стандартом для автопрома. Два вывода обмотки пронумерованы цифрами «85» и «86». Выводы контактной «двойки» или «тройки» (замыкающие или переключающие) обозначаются как «30», «87» и «87а».

Впрочем, гарантии маркировка, увы, не дает. Российские производители порой маркируют нормально замкнутый контакт как «88», а иностранные – как «87а». Неожиданные вариации стандартной нумерации встречаются и у безымянных «брендов», и у компаний уровня Bosch.

А иногда контакты и вовсе маркируются цифрами от 1 до 5. Так что если тип контактов не подписан на корпусе, что нередко случается, лучше всего проверить распиновку неизвестного реле при помощи тестера и источника питания 12 вольт – подробнее об этом ниже.

Контактные выводы реле, к которым подключается электропроводка, могут быть «ножевого» типа (для установки реле в разъем колодки), а также под винтовую клемму (обычно у особо мощных реле или реле устаревших типов). Контакты бывают «белыми» или «желтыми».

Совет

Желтые и красные – латунь и медь, матовые белые – луженая медь или латунь, блестящие белые – сталь, покрытая никелем. Луженые латунь и медь не окисляются, но голая латунь и медь – лучше, хотя и склонны темнеть, ухудшая контакт. Никелированная сталь также не окисляется, но сопротивление её высоковато.

Неплохо, когда силовые выводы – медные, а выводы обмотки – никелированные стальные.

Чтобы реле сработало, на его обмотку подается питающее напряжение. Полярность его – безразлична для реле. Плюс на «85» и минус на «86», или наоборот – без разницы. Один контакт обмотки реле, как правило, постоянно подсоединен к плюсу или минусу, а на второй приходит управляющее напряжение с кнопки или какого-либо электронного модуля.

В прежние годы чаще использовалось постоянное подключение реле к минусу и плюсовой управляющий сигнал, сейчас более распространен обратный вариант. Хотя это не догма – бывает по-всякому, в том числе и в рамках одного автомобиля. Единственный вариант исключения из правил – реле, в котором параллельно обмотке подключен диод – тут уже полярность важна.

Реле с диодом параллельно катушке

Если напряжение на обмотку реле подает не кнопка, а электронный модуль (штатный или нештатный – например, охранное оборудование), то при отключении обмотка дает индуктивный всплеск напряжения, который способен повредить управляющую электронику. Чтобы погасить всплеск, параллельно обмотке реле включается защитный диод.

Как правило, внутри электронных узлов эти диоды уже есть, но иногда (в особенности в случае различного допоборудования) требуется реле со встроенным внутри диодом (в этом случае его символ маркирован на корпусе), а изредка применяется выносная колодка с диодом, припаянным со стороны проводов. И если вы устанавливаете какое-то нештатное электрооборудование, нуждающееся, согласно инструкции, в таком реле, требуется строго соблюдать полярность при подключении обмотки.

Обмотка реле потребляет мощность около 2-2,5 ватт, из-за чего его корпус во время работы может достаточно сильно греться – это не криминально. Но нагрев допускается у обмотки, а не у контактов.

Перегрев же контактов для реле губителен: они обугливаются, разрушаются и деформируются.

Обратите внимание

Такое случается чаще всего в неудачных экземплярах реле российского и китайского производства, у которых плоскости контактов порой не параллельны друг другу, контактная поверхность из-за перекоса недостаточна, и при работе идет точечный токовый разогрев.

Реле не выходит из строя мгновенно, но рано или поздно перестает включать нагрузку, или наоборот – контакты привариваются друг к другу, и реле перестает размыкаться. К сожалению, выявить и предупредить такую проблему не совсем реально.

Проверка реле

При ремонте неисправное реле обычно временно подменяют исправным, а затем заменяют на аналогичное, и дело с концом. Однако мало ли какие задачи могут возникнуть, к примеру, при установке дополнительного оборудования.

А значит, полезно будет знать элементарный алгоритм проверки реле с целью диагностики или уточнения цоколевки – вдруг попалось нестандартное? Для этого нам понадобятся источник питания с напряжением 12 вольт (блок питания или два провода от аккумулятора) и тестер, включенный в режиме измерения сопротивления.

Предположим, что у нас реле с 4 выводами – то есть, с парой нормально разомкнутых контактов, работающих на замыкание (реле с переключающей контактной «тройкой», проверяется аналогичным образом). Сперва касаемся щупами тестера поочередно всех пар контактов. В нашем случае это 6 комбинаций (изображение условное, чисто для понимания).

На одной из комбинаций выводов омметр должен показать сопротивление около 80 ом – это обмотка, запомним или пометим её контакты (у автомобильных 12-вольтовых реле наиболее распространенных типоразмеров это сопротивление бывает в диапазоне от 70 до 120 ом). Подадим на обмотку напряжение 12 вольт от блока питания или АКБ – реле должно отчетливо щелкнуть.

Соответственно, два других вывода должны показывать бесконечное сопротивление – это наши нормально разомкнутые рабочие контакты. Подключаем к ним тестер в режиме прозвонки, а на обмотку одновременно подаем 12 вольт. Реле щелкнуло, тестер запищал – все в порядке, реле работает.

Если же вдруг на рабочих выводах прибор показывает замыкание даже без подачи напряжения на обмотку, значит, нам попалось редкое реле с НОРМАЛЬНО ЗАМКНУТЫМИ контактами (размыкающимися при подаче напряжения на обмотку), либо, что более вероятно, контакты от перегрузки оплавились и сварились, замкнувшись накоротко. В последнем случае реле отправляется в утиль.

Источник: https://www.kolesa.ru/article/avtomobilnye-rele-kak-ustroeny-kak-ih-vybirat-i-proveryat

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector