Как соединить звездой выводы обмоток трехфазного двигателя – советы электрика

Схемы соединения обмоток у трехфазных двигателей и их соединение на клеммных рейках. – ООО “ПАССАТ”

Трехфазный электродвигатель является электрической машиной, которая предназначена по своим конструктивным характеристикам для работы в трехфазных сетях переменного тока.  Электрический трехфазный двигатель состоит из статора с намотанными на нем  тремя обмотками, которые при этом обязательно должны быть сдвинуты в пространстве на сто двадцать градусов.

В цепи обмоток двигателя при появлении трехфазного напряжения на магнитных полюсах образуются магнитные потоки, которые начинают вращать ротор. Следующей составляющей электродвигателя является ротор, который изготавливается различных конструкций. Если двигатель синхронный то ротор вращается со скоростью статора, а если асинхронный вращение ротора проходит медленнее.

Самое широкое распространение получили асинхронные трехфазные электродвигатели с короткозамкнутой обмоткой ротора. Такого типа ротор по – другому двигателя  еще называется «беличье колесо». Далее поговорим о двигателе именно такого типа.

Обратите внимание

Асинхронные трехфазные двигатели бывают односкоростные с соединением обмоток по схемам «звезда», «треугольник» или переключаемые звезда-треугольник.  Также электродвигатели с последовательным и параллельным соединением ветвей обмоток по схеме «звезда» или «двойная звезда».

Все трехфазные электродвигатели разделяются по способу соединения обмоток. Первый способ соединения обмоток называется «звездой». Принцип такого соединения обмоток заключается в том, что все концы всех трех обмоток соединяются, в единый  узел, образуя нулевой вывод.

Свободные концы обмоток подсоединяются к сетевым фазам. Такой способ соединения напоминает звезду, и от этого и название схемы подключения. Второй способ называется «треугольник».

Такой способ соединения обмоток заключается в том, что все три обмотки соединены последовательно между собой, то есть конец первой обмотки соединяется с началом второй обмотки, соответственно начало второй обмотки соединено с концом третьей обмотки и так далее по кругу.

  Места соединения концов обмоток присоединяются к фазам сети. В такой схеме соединения обмоток отсутствует нулевой вывод. Такой способ напоминает треугольник.

Оба способа соединения обмоток трехфазных двигателей одинаково широко распространены, потому что не имеют особых преимущественных различий  друг перед другом.

Если судить о способах соединения при номинальном режиме работы, то для соединения обмоток «звездой» необходимо большее линейное напряжение, по сравнению со схемой «треугольник».

Вот поэтому в технических характеристиках трехфазного электродвигателя всегда указывается номинальное напряжение через дробь, то есть 220/380 вольт или 127/220 вольт.

Важно

Двухскоростные электродвигатели с полюсно – переключаемыми обмотками работают по принципу амплитудно-фазовой модуляции, а обмотки соединяются тройной звездой.

У четырех скоростных электродвигателей, которые имеют две независимые обмотки, и каждая из них полюсно – переключаемая соединяются треугольником и двойной звездой.

Стоит также отметить то факт, что соединение «треугольник» можно на время пуска переключать в звезду для уменьшения пускового тока используя специальное пусковое реле.

Устройства ввода.  Соединение обмоток у электродвигателя.

У некоторых серий трехфазных электродвигателей   клеммные коробки или борно располагаются сверху  корпуса двигателя  и допускают разворот с фиксацией на 180 градусов.

Конструкция вводных коробок разработана с таким расчетом, чтобы возможно было присоединять кабеля с алюминиевыми или медными жилами с оболочкой, изготовленной из резины или поливинилхлорида, а также провода находящиеся в гибком металлическом рукаве.

Ввод жил производится через один или два штуцера предусмотренных во вводной коробке, или через специальный удлинитель, который предусмотрен для сухой разделки кабеля.

Вводные коробки для двигателей выпускаются различных исполнений и маркируются следующим образом:

Вводная коробка с клеммной панелью выводов и предусмотренным одним штуцером в исполнении К3I.  Вводная коробка, имеющая клеммную панель для выводов и два штуцера в исполнении К3II.

Совет

Вводная коробка, имеющая клеммную панель для выводов и имеющимся удлинителем в исполнении К3М. Вводная коробка, не имеющая клеммной панели для выводов с предусмотренным одним штуцером в исполнении К2I.

Вводная коробка, выполненная без клеммной панели с имеющимися двумя штуцерами в исполнении К2II.

В борне электродвигателя к внутренней стороне клеммной панели присоединяются выводные провода статорных обмоток электродвигателя двигателя. Все выводы статорных обмоток и болты для крепления  этих выводов маркируются в соответствии с ГОСТ 26772  (МЭК 60034-8). На таких клеммных панелях и производится необходимое закрепление обмоток.

Нужен ремонт электродвигателя, ремонт дизельгенератора? Звоните +7 921 6314556.

Источник: http://www.passatspb.ru/stati/schemi-soedineniya-obmotok-u-trechfaznich-dvigateley-i-ich-soedinenie-na-klemmnich-reykach

Подключение звезда и треугольник — в чем разница

Для работы электрического прибора, двигателя, трансформатора в трехфазной сети необходимо соединить обмотки по определенной схеме. Наиболее распространенными схемами соединения являются треугольник и звезда, хотя могут применяться и другие способы соединения.

Что представляет собой соединение обмоток звездой?

Трехфазный двигатель или трансформатор имеет 3 рабочих, независимых друг от друга обмоток. Каждая обмотка имеет два вывода — начало и конец. Соединение «звезда» подразумевает собой, что все концы трех обмоток соединяются в один узел, часто называемый нулевой точкой.

Отсюда выходит и понятие — нулевая точка.

Начало каждой обмотки соединяются непосредственна с фазами питающей сети. Соответственно начало каждой обмотки соединяется с одной из фаз А, В, С.

Между любыми двумя началами обмоток прилаживается фазное напряжение питающей сети, зачастую 380 или 660 В.

Что представляет собой соединение обмоток в треугольник?

Соединение обмоток в треугольник заключается в соединении конца каждой обмотки с началом следующей. Конец первой обмотки, соединяется с началом второй. Конец второй — с начало третей.

Конец третей обмотки создает электрический контур, поскольку замыкает электрическую цепь.

При таком соединении к каждой обмотки прилаживается линейное напряжение, обычно равное 220 или 380 В.

Такое соединение физически реализуется с помощью металлических перемычек, которые должны быть предусмотрены заводской комплектацией электрического оборудования.

Разница между соединением обмотки в треугольник и звезду

Основная разница заключается в том, что, используя одну питающую сеть, можно достигать разных параметров электрического напряжения и тока в приборе или аппарате. Конечно, данные способы соединения отличаются реализацией, но важна именно физическая составляющая отличия.

Наиболее часто применяется соединение обмоток в звезду, что объясняется щадящим режимом для электрического привода или трансформатора. При соединении обмоток в звезду, ток протекающий по обмоткам имеет меньшие значение нежели при соединении в треугольник. В тот момент, как напряжение больше на величину корня из 1,4.

Применение способа соединения треугольник, зачастую используется в случаях мощных механизмов и больших пусковых нагрузок.

Имея большие показатели тока, протекающего по обмотки, двигатель получает большие показатели ЕДС самоиндукции, что в свою очередь гарантирует больший вращающий момент.

Имея большие пусковые нагрузки и одновременно используя схему соединения звезда, можно нанести урон двигателю. Это связано с тем, что двигатель имеет меньшие значение тока, что приводит к меньшим показателям величины вращающегося момента.

Момент пуска такого двигателя и выход его на номинальные параметры может быть продолжительным, что может привести к тепловому воздействию тока, которые во время коммутации может превышать номиналы тока в 7-10 раз.

Преимущества соединения обмоток в звезду

Основные преимущества соединения обмоток в звезду заключаются в следующем:

  • Понижения мощности оборудования с целью повышения надежности.
  • Устойчивый режим работы.
  • Для электрического привода такое соединение дает возможность плавного пуска.

Некоторое электрическое оборудование, которое не предназначены для работы на других способах соединения, имеет внутренне соединение концов обмоток. На клеммник выводится лишь три вывода, которые представляют собой начало обмоток. Такое оборудование легче в подключении и может монтироваться в отсутствии грамотных специалистов.

Основными преимуществами соединения обмоток в треугольник являются:

  1. Повышения мощности оборудования.
  2. Меньшие пусковые токи.
  3. Большой вращающийся момент.
  4. Увеличенные тяговые свойства.

Оборудование с возможностью переключения типа соединения со звезды на треугольник

Зачастую электрическое оборудование имеет возможность работать как на звезде, так и на треугольнике. Каждый пользователь должен самостоятельно определить необходимость соединения обмоток в звезду или треугольник.

В особо мощных и сложных механизмах, может применяться электрическая схема с комбинированием треугольника и звезды. В таком случае, в момент пуска, обмотки электрического двигателя соединяются в треугольник.

После выхода двигателя на номинальные показатели, с помощью релейно-контакторной схемы треугольник переключается на звезду.

Обратите внимание

Таким способом достигается максимальная надежность и продуктивность электрической машины, без риска нанести ей урон или вывести её из строя.

Посмотрите так-же интересное видео на эту тему:

Источник: https://vchemraznica.ru/podklyuchenie-zvezda-i-treugolnik-v-chem-raznica/

Неправильное соединение фаз обмоток электродвигателя

Эта неисправность является следствием неправильного соединения обмоток отдельных фаз между собой, когда, например, одна из фаз обмотки «перевернута», т. е. в соответствующую точку схемы присоединено начало обмотки фазы вместо ее конца.

Это чаще всего наблюдается у электродвигателей, имеющих шесть выводов для соединения их звездой или треугольником, при работе, например, от напряжений 220/380 или 380/660 вольт.

Неправильное соединение обмоток при ремонте электродвигателя возможно и в случае трех выводов.

Правильное (а) и неправильное (б) соединение фаз статорной обмотки звездой.

Правильное (а) и неправильное (б) соединение фаз статорной обмотки треугольником.

Правильное и неправильное соединение фаз статорной обмотки звездой и треугольником. В обоих случаях одна из фаз «перевернута».

Начало и конец выводов первой фазы обозначены (условно) соответственно через С1, С4, второй фазы С2, С5 и третьей фазы — СЗ, С6.

Для соединения обмотки звездой обычно соединяют концы С4, С5 и С6 вместе ( в нулевую точку), а питание подводят к началам С1, С2 и СЗ, но соединение звездой можно выполнить, соединяя в нулевую точку начала С1, С2 и СЗ при подаче питания к концам С4,. С5 и С6. 

Для соединения обмотки треугольником конец первой фазы (С4) соединяют с началом второй (С2), конец второй фазы (С5) с началом третьей (СЗ), а конец третьей (С6) с началом первой (С1), а питание подается к попарно соединенным выводам обмоток. Соединение треугольником может быть выполнено и при соединении С1 с С5, С2 с С6 и СЗ с С4.

Для правильного включения обмоток фаз следует выводы соединить по схеме, приложенной к электродвигателю, либо по маркировке выводов в соответствии с изложенным.

Читайте также:  Подключение реле напряжения - советы электрика

Если данные отсутствуют, то правильность , соединения фаз можно определить при питании обмотки постоянным током или путем нескольких пробных включений двигателя после соответствующих переключений обмоток.

Определение соединения фаз обмоток постоянным током:
Способ определения фаз обмоток постоянным током является наиболее простым и удобным. Перед применением его необходимо разъединить фазы и мегомметром или контрольной лампочкой определить принадлежность концов обмотки к отдельным фазам.

Проверка соединения обмоток статора при помощи милливольтметра.

К обмотке одной из фаз подключают через рубильник источник постоянного тока (который выбирается таким, чтобы по обмотке проходил небольшой ток), батарейка или аккумулятор на 1,5 вольта.

В момент включения или отключения рубильника в обмотках двух других фаз будет наводиться электродвижущая сила, причем ее направление зависит от полярности концов обмотки фазы, в которую включен источник постоянного тока.

https://www.youtube.com/watch?v=PjZextDphQU

Если к условному «началу» присоединен плюс батареи, а к условному «концу» минус, то при отключении рубильника на других фазах будет плюс на «началах» и минус на «концах», что можно определить по направлению отклонения стрелки милливольтметра, подключаемого поочередно к выводным концам двух других фаз. При включении тока рубильником полярность на других фазах будет обратной указанной.

Определение соединения фаз обмоток методом пробных включений:
Методом пробного включения электродвигателя в сеть для установления правильности соединения фаз следует пользоваться лишь в случае невозможности применения первого способа, причем во избежание перегрева обмоток желательно при этом понизить питающие напряжение.

Проверка соединения выводов обмоток статора методом пробных включений.

Перед опытом при помощи мегомметра также определяют принадлежность концов обмотки к отдельным фазам и производят произвольную маркировку выводов, например: первой фазы 1 – 2, второй фазы 3 – 4 и третьей фазы 5 – 6.

После этого соединяют в звезду выводы 2 – 4 – 6, а к выводам 1 – 3 – 5 подводят ток (а). Если при таком соединении наблюдается указанная неисправность электродвигателя, то меняют местами выводы первой фазы 1 – 2, т. е. соединяют в звезду (выводы 1 – 4 – 6, а к выводам 2 – 3 – 5 подводят ток (б).

Если при таком переключении неисправность двигателя не будет устранена, то ставят на прежнее место выводы 1 – 2 первой фазы и поочередно меняют местами выводы 3 – 4 второй фазы (в) и выводы 5 – 6 третьей фазы (г).

Важно

Все четыре указанных соединения возможны, причем только одно из них является правильным. Так как опыт производится при соединении обмоток звездой, то при правильном включении обмоток в нулевой точке окажутся одноименные выводы, это и позволит правильно определить начала и концы фаз и в случае необходимости включить обмотки треугольником.

Если же ни при одном из вышеуказанных переключений неисправность не будет устранена, значит «перевернута» не полная фаза, а одна или несколько катушек.

Определение соединения фаз обмоток электродвигателя с фазным ротором:
При фазном роторе проверка правильности включения статорной обмотки может быть произведена, если электродвигатель питать со стороны ротора (при разомкнутом статоре) напряжением, не превышающим номинальное напряжение ротора, указанное на щитке электродвигателя.

При таком питании двигатель, оставаясь неподвижным, подобен трансформатору, первичной обмоткой которого является ротор, а вторичной статор. Включив ток в ротор, измеряют напряжение на зажимах статора. Правильным будет то соединение, при котором напряжения на зажимах статора будут симметричными.

 
Во время всех испытаний необходимо учитывать, что при питании одной из обмоток на второй может появиться опасное напряжение.

Источник:

Источник: http://energo.ucoz.ua/publ/53-1-0-598

Звезда или треугольник. Оптимальное подключение асинхронного электродвигателя

Двигатели асинхронного типа имеют целый набор безусловных достоинств.

Среди плюсов асинхронных двигателей в первую очередь хочется назвать высокую производительность и надежность их эксплуатации, совсем небольшую стоимость и неприхотливость ремонта и обслуживания двигателя, а также способность переносить достаточно высокие перегрузки механического типа.

Все эти достоинства, которыми обладают асинхронные двигатели, обусловлена тем, что данный тип двигателей имеет очень простую конструкцию. Но, не смотря на большое число достоинств, асинхронным двигателям присущи и их определенные отрицательные моменты.

В практической работе принято использовать два основных способа подключения трёхфазных электродвигателей к электросети. Эти способы подключения носят названия: “подключение методом звезды” и “подключение методом треугольника”.

Когда выполняется соединение трёхфазного электродвигателя по типу подключения “звезда”, тогда соединение концов обмоток статора электродвигателя происходит в одной точке. При этом трехфазное напряжение подают на начала обмоток. Ниже, на рисунке 1, наглядно проиллюстрирована схема подключения асинхронного двигателя “звездой”.

Когда выполняется соединение трёхфазного электродвигателя по типу подключения “треугольник”, тогда обмотки статора электродвигателя присоединяются последовательно друг за другом. При этом начало последующей обмотки соединяется с концом предыдущей обмотки и так далее. Ниже, на рисунке 2, наглядно проиллюстрирована схема подключения асинхронного двигателя “треугольником”.

Если не вдаваться в теоретические и технические основы электротехники, то можно принять на веру тот факт, что работа тех электродвигателей, у которых обмотки подключены по схеме “звезда”, является более мягкой и плавной, чем у электродвигателей, обмотки которых соединены по схеме “треугольник”.

Но тут же стоит обратить внимание на ту особенность, что электродвигатели, обмотки которых подключены по схеме “звезда”, не способны развить полную мощность, заявленную в паспортных характеристиках.

Совет

В том случае, если соединение обмоток выполнено по схеме “треугольник”, то электродвигатель работает на максимальную мощность, которая заявлена в техническом паспорте, но при этом имеют место быть очень высокие значения пусковых токов.

Если произвести сравнение по мощности, то электродвигатели, чьи обмотки будут соединены по схеме “треугольник”, способны выдавать мощность в полтора раза выше, чем те электродвигатели, обмотки которых подключены по схеме “звезда”.

Основываясь на всем вышеописанном, для того, чтобы снизить токи при запуске, целесообразно применять подключение обмоток по комбинированной схеме “треугольник-звезда”.

Особенно такой тип подключения актуален для электродвигателей, обладающих большей мощностью.

Таким образом, в связи с соединением по схеме “треугольник- звезда” изначально запуск выполняется по схеме «звезда», а после того, как электродвигатель «набрал обороты», выполняется переключение в автоматическом режиме по схеме «треугольник».

Схема управления электродвигателем представлена на рисунке 3.

Рис. 3 Схема управления 

Еще один вариант схемы управления электродвигателем заключается в следующем (рис. 4).

Рис. 4 Схема управления двигателем

На контакт NC (нормально закрытый) реле времени K1, а также на контакт NC реле K2, в цепи катушки пускателя КЗ, подаётся напряжение питания.

После того, как произойдет включение пускателя КЗ, нормально закрытыми контактами КЗ расцепляются цепи катушки пускателя K2 (запрет случайного включения). Контакт КЗ в цепи питания катушки пускателя K1 замыкается.

Когда запускается магнитный пускатель K1, в цепи питания его катушки замыкаются контакты K1. Реле времени включается в то же самое время, контакт этого реле K1 в цепи катушки пускателя КЗ размыкается. А в цепи катушки пускателя K2 – замыкается.

Обратите внимание

При отключении обмотки пускателя КЗ, замкнётся контакт КЗ в цепи катушки пускателя K2. После того, как пускатель K2 включится, он размыкает своими контактами K2 цепь питания катушки пускателя КЗ.

Трёхфазное напряжение питания подаётся на начало каждой из обмоток W1, U1 и V1 с помощью силовых контактов пускателя K1.

Когда срабатывает магнитный пускатель КЗ, тогда при помощи его контактов КЗ выполняется замыкание, посредством которого между собой соединяются концы каждой из обмоток электродвигателя W2, V2 и U2.

Таким образом, выполняется подключение обмоток электродвигателя по схеме соединения “звезда”.

Реле времени, объединенное с магнитным пускателем K1, сработает спустя определенное время,. При этом происходит отключение магнитного пускателя КЗ и одновременное включение магнитного пускателя K2.

Таким образом силовые контакты пускателя K2 замкнутся и напряжение питания будет подано на концы каждой из обмоток U2, W2 и V2 электродвигателя.

Иными словами, электродвигатель включается по схеме подключения “треугольник”.

Для того, чтобы электродвигатель запустить по схеме соединения “треугольник-звезда”, различные изготовители производят специальные пусковые реле. Данные реле могут носить разнообразные названия, например, реле “старт-дельта” или “пусковое реле времени”, а также и некоторые другие. Но назначение всех этих реле заключается в одном и том же.

Типовая схема, выполненная с реле времени, предназначенном для запуска, то есть реле “треугольник-звезда”, для осуществления управления запуска трехфазного электродвигателя асинхронного типа представлена на рисунке 5.

Важно

Рис.5 Типовая схема с пусковым реле времени (реле “звезда/треугольник”) для управления запуском трехфазного асинхронного двигателя.

Итак, подытожим все вышеописанное. Для того, чтобы понизить пусковые токи осуществлять запуск электродвигателя требуется в определенной последовательности, а именно:

  1. сперва электродвигатель запускают на пониженных оборотах соединённым по схеме “звезда”;
  2. затем электродвигатель соединяют по схеме “треугольник”.

Первоначальный запуск по схеме “треугольник” создаст максимальный момент, а последующее соединение по схеме “звезда” (для которой в 2 раза меньше пусковой момент) с продолжением работы в номинальном режиме, когда двигатель «набрал обороты», произойдёт переключение на схему соединения “треугольник” в автоматическом режиме.

Но не стоит забывать о том, какая нагрузка создается перед запуском на валу, так как вращающий момент при соединении по схеме “звезда” ослаблен. По этой причине маловероятно, что данный метод запуска будет приемлем для электродвигателей с высокой нагрузкой, так как они в таком случае могут потерять свою работоспособность.

Источник: http://www.ruaut.ru/content/publikacii/electro/zvezda-ili-treugolnik-optimalnoe-podklyuchenie-asinkhronnogo-elektrodvigatelya.html

Как правильно провести подключение электродвигателя звездой и треугольником

Питание асинхронных двигателей производится от трехфазной сети переменного тока напряжением 380 вольт. В самом двигателе присутствуют три обмотки из медной проволоки, которые расположены относительно друг друга на 120 градусов.

Основная цель такого расположения – создать вращающееся магнитное поле. Все это были прописные истины, о которых знает каждый электрик. Нас же в этой статье будет интересовать схема подключения электродвигателя. И таких схем всего две: звезда и треугольник.

Итак, давайте рассмотрим, как можно провести подключение электродвигателя звездой и треугольником.

Читайте также:  Маркировка кабеля расшифровка - советы электрика

Выводы обмоток

Начнем статью опять-таки с самого простого и известного. У каждой обмотки есть два конца: начало и конец. То есть, в общем их должно быть шесть. У каждого конца свое буквенное и числовое обозначение. Обратите внимание на рисунок ниже, где показано старое и новое обозначение выводов обмоток электродвигателя.

На фото все четко распределено, но где начало, а где конец, непонятно. Поэтому начало обмоток в старом обозначение это C1, C2 и C3, в новом обозначении U1, V1 и W1. Остальные, соответственно, это концы обмоток.

Все концы обмоток выводятся в клеммную коробку, которая может располагаться сверху двигателя или сбоку. Внутри клеммника концы проводов выводятся таким образом, чтобы их можно было бы соединить любой схемой без перекрещивания. Для чего используются специальные металлические перемычки.

Обратите внимание, что в клеммную коробку может быть выведено или три конца. Или сразу шесть. Если перед вами двигатель с тремя выведенными проводами, то это значит, то внутри мотора в заводских условиях уже сделано подключение звездой. Это первое.

Второе – если выведены сразу шесть проводов, то электродвигатель можно подключать и к сети 380 вольт, и к сети напряжением 220 вольт. Кстати, на шильдике так и обозначается: 220/380 V. Но это еще не все.

Такая надпись говорит о том, что при подключении к трехфазной сети 380В, соединение концов обмотки надо проводить только схемой звезда.

Подключение звездой

Как правильно провести подключение двигателя звездой? Здесь все просто, главное, ничего не перепутать. Итак, сначала необходимо соединить перемычками все концы фазных обмоток: U2, V2 и W2. А вот к началам обмоток необходимо подать напряжение, то есть, соединить их с проводами трех фаз. Это хорошо видно на фотографии снизу:

Подключение треугольником

Это более сложный тип подключения, поэтому стоит внимательно изучить то, что будет написано ниже. Но перед этим скажем, что в том случае если линейное напряжение в сети составляет 220 вольт, то именно в этом случае оптимальный вариант – провести соединение обмоток электродвигателя треугольником.

  • Соединяются между собой U2 и V Понятно, что таким образом соединяются две обмотки двух разных фаз последовательно.
  • Далее, соединяются V2 и W Опять соединяются последовательно две разные фазы.
  • То же самое, но только с U1 и W

Обратите внимание, что все точки соединения, о которых было сказано выше, являются точками подключения к трехфазной сети. Покажем еще одну фотографию, где электродвигатель подключен треугольников с использованием металлических перемычек.

Подведем итог

Подводя итого статьи – способы подключения электродвигателя: звездой и треугольником, хотелось бы отметить некоторые позиции, которые основаны на опыте эксплуатации электрических моторов.

  1. Пуск двигателя, обмотки которого соединены звездой, более плавный, да и его работа мягче, что ли. К тому же подключенный такой схемой двигатель легко переносит небольшие перегрузы кратковременного действия.
  2. Соединенный треугольником электродвигатель обладает большей мощностью и высоким КПД. Но пусковые токи у него обладают максимальными значением. К тому же агрегат сильно нагревается в процессе работы.

Поэтому электродвигатели асинхронного типа со средней и большой мощностью чаще всего подключают по схеме звезда.

Сегодня производители предлагают уже готовые агрегаты, пуск которых производится через звезду, а работа происходит через треугольник. При этом сам переход от одной схему к другой происходит в автоматическом режиме.

То есть, набрал мотор необходимую скорость вращения вала, тут же переходит от звезды на треугольник.

Источник: http://OnlineElektrik.ru/eoborudovanie/edvigateli/kak-pravilno-provesti-podklyuchenie-elektrodvigatelya-zvezdoj-i-treugolnikom.html

Подключение трёхфазного двигателя в трёхфазную сеть

В статье пойдет речь, как вы могли догадаться, о включении трёхфазного двигателя в трёхфазную сеть. Это стандартный способ включения трёхфазного асинхронного двигателя.

Подключение трёхфазного двигателя в однофазную сеть было подробно рассмотрено в прошлой моей статье, так что здесь мы не будем останавливаться на этом вопросе.

Подключение трёхфазного двигателя

Собственно, сложностей никаких нет. Если двигатель имеет два напряжения, потребуется проверить и при необходимости изменить схему соединения обмоток и подключить фазы. Сейчас подробно пройдёмся по каждому пункту.

Схема соединения обмоток двигателя

Их всего две: звезда и треугольник. Как правило, двигатели на два напряжения сразу имеют выводы в клеммной коробке, которая ещё называется коробка брно.

Очень страшная процедура выбора и изменения схемы соединения обмоток заключается в установке перемычек по схеме, которая обычно указывается под крышкой коробки брно. В процедуре ничего сложного нет.

Откручиваются гайки, снимаются перемычки, устанавливаются в нужном порядке и вновь затягиваются. Где будут перемычки для «звезды», на верхних (как на фотографии) или на нижних винтах не играет абсолютно никакой роли.

Сложности обычно начинаются, когда двигатель рассчитан на одно напряжение (например на 660 вольт), а нам надо получить другое, но в коробку брно выведены только три провода. Встречаются и пережитки прошлого — сети 127/220 вольт, а двигатель, например, только на напряжение 380 вольт. Как быть в этом случае? Варианта два (при условии, что это вообще возможно):

  1. Разбирать двигатель и выводить недостающие концы обмоток
  2. Оставить все как есть, но потерять при этом около 70% мощности.

Если двигатель 127/220 вольт, то подключить в сеть 380 вольт стандартными способами уже не получится, хоть разбирайте, хоть нет.

Как вывести дополнительные выводы обмоток асинхронного двигателя

Для этого придётся его разобрать. Сразу скажу, процедура не сложная, но может показаться страшной на первый взгляд. Прежде, чем начать эту процедуру убедитесь, что ваши действия будут разумными.

То есть, если двигатель соединен звездой, то при выводе дополнительных концов вы можете соединить его в треугольник на пониженное напряжение и наоборот.

В данном варианте я рассмотрю, как из двигателя со схемой соединения «звезда» вывести дополнительные концы обмоток.

Итак, разбираем двигатель (снимаем крышки) и вынимаем ротор, чтобы не мешался

Когда двигатель вскроете, то увидите (на фотографии обведено синим цветом) три скрутки, в которых уже имеющиеся провода соединяются с выводами обмоток. Их трогать не надо. Вам надо найти скрутку-спайку из трёх концов, к которым не подходит проводов. На фото обведено красным цветом.

Аккуратно, стараясь не повредить изоляцию, разрезаете удерживающие обмотку нити и снимаете кембрик. Под ним должна обнаружиться спайка проводов. Не спешите её кусать.

Возьмите тестер и сделайте замер сопротивления между двумя имеющимися проводами в коробке брно, а затем между пайкой и любым из проводов (оно должно быть ровно в два раза меньше, чем при замере между проводами). Если всё в порядке, смело срезаете пайку.

Совет

К каждому выводу обмотки присоединяете по проводу (желательно использовать одноцветный провод для всех трёх выводов, но отличающийся по цвету от уже имеющихся выводов). Соединение проводов лучше делать пайкой или сваркой. На каждое получившееся соединение одеваете кембрик или термоусадочную трубку и плотно связываете обмотки толстой хлопчатобумажной ниткой.

Связывать капроновой нитью, как на фотографиях я настоятельно не рекомендую, поскольку при нагреве двигателя такая нить может «поплыть». Вот и вся процедура. Заодно можно сразу промыть и смазать подшипники двигателя и останется только собрать двигатель.

Процедура по выведению дополнительных проводов из двигателя с «треугольником» чуть сложнее. С одной стороны вам не придется искать скрутку, потому что к каждому из имеющихся проводов будет подходить сразу по два конца обмоток. Их будет ровно три штуки.

Следовательно, вся ваша задача будет заключаться в том, чтобы откусить один конец из этой скрутки, присоединить дополнительный провод, закрепить провод и скрутку внутри двигателя и затем вывести этот провод наружу. Сложность заключается в том, что вы не можете знать наверняка, что вы откусили — начало или конец обмотки.

Поэтому придется выполнить поиск начала и концов обмотки. Об этом напишу чуть позднее, в другой статье.

Как соединить обмотки в звезду и треугольник

Как я уже говорил здесь, разницы, что вы примете за начала, а что за концы обмоток нет никакой. Выше я рекомендовал сделать дополнительные выводы проводом другого цвета. Соответственно у вас есть три провода одного цвета и три провода другого цвета. Вот и примите провода одного цвета за начала обмоток, а другого цвета за концы.

Есть смысл пометить выводы каждой обмотки (например разноцветной изолентой).

Теперь вам нужно либо объединить начала обмоток, а на концы подать напряжения (это будет звезда), либо соединить начало первой обмотки (какую обмотку вы назовете первой тоже без разницы), с концом второй, начало второй с концом третьей и начало третьей с концом первой и на три получившиеся пары, опять же, подать напряжение (это будет треугольник).

Поводим итоги

Как видите, процедура подключения трёхфазного двигателя в трёхфазную сеть очень проста. Сложности начинаются, когда мы имеем двигатель, который не подходит нам по напряжению. Что важно понять? Схема соединения треугольником дает пониженное напряжение включения двигателя, схема звезда — повышенное.

То есть, если мы имеем двигатель «звезда» на напряжение 660 вольт, то включив его по схеме «треугольник» у нас появляется возможность использовать его на напряжение 380 вольт. И наоборот, двигатель напряжением 220 вольт «треугольник» включив звездой, получим возможность подать на него напряжение 380 вольт.

На этом позвольте попрощаться

С наилучшими пожеланиями, Я!

Источник: http://potomstvennyjmaster.100ms.ru/rubrik-site/sovetyi/podklyuchenie-tryokhfaznogo-dvigatelya-380v.html

Соединение обмоток электродвигателя в звезду и треугольник

Асинхронный 3-фазный двигатель представляет собой полезное устройство, которое применяется во многих сферах деятельности человека, начиная от бытовой жизни, заканчивая промышленностью.

В различных шлифовальных машинах, на конвейерах, станочных агрегатах, системах вентиляции промышленного типа и другое.

Электродвигатель имеет 3 вывода, поэтому может быть выполнено соединение звезда и треугольник к трехфазной сети переменного тока или трансформатору.

Конструкция двигателя

Обмотки располагаются на статоре, а ротор выполнен короткозамкнутым в виде беличьего колеса: алюминиевые или медные кольца по торцам соединены между собой параллельными перемычками.

Читайте также:  Что такое мегаомметр - советы электрика

Статор намотан специальным образом с определенным количеством полюсов, что зависит от параметров мощности и питающей сети.

Бытовые вентиляторы имеют всего 2 полюса, промышленные тяговые электродвигатели по 8 и более.

Преимущества использования асинхронных электродвигателей со схемой включения звезда или треугольник очевидны и заключаются в следующем:

  • Повышенная выносливость – даже при превышающих номинальные нагрузки, двигатель будет работать без сбоев.
  • Возможность работы в агрессивных средах. За счет отсутствия скользящих контактов в двигателе не может возникать искрения, а, следовательно, и проблем с ним связанных. При качественной изоляции электродвигатель может работать во влажной обстановке.
  • Высокая продолжительность работы на высоких нагрузках. Двигатель способен на протяжении длительного промежутка времени работать под значительной нагрузкой на валу без перегрева и сгорания обмоток.

Способы подключения к сети

Сейчас попытаемся разобраться, что такое звезда и треугольник, в чем разница между ними. Асинхронный 3-фазный электродвигатель имеет 3 обмотки, которые, соединены определенным образом.

Они могут подключаться как к сети 380 В, так и к переменному напряжению 220 В.

Поэтому двигатель можно считать универсальным, но его качество работы напрямую зависит от способа подключения к сети или отдельному питающему трансформатору.

Например, в режиме разгона, когда тот подключается последовательно в цепь двигателя для снижения пускового напряжения.

Обратите внимание

По такому принципу действует частотный преобразователь, регулируя начальный момент посредством изменения частоты, не допуская превышение потребления мощности более, чем на 10-20%.

В обычном режиме запуска асинхронный двигатель потребляет до 600% от номинала, что может стать причиной автоматического выключения вводных автоматов.

Обычно при открытии клеммной коробки на моторе можно увидеть 3 вывода и дополнительную скрутку. Это говорит о типе подключения обмоток, которым в этом случае является звезда. Раскрутив общее соединение, вы получите 6 выводов, являющиеся концами и началами каждой из 3-х обмоток. Поэтому появляется возможность выполнить подключение по схеме треугольника.

Иногда в зависимости от способа управления и алгоритма образования управляющего напряжения в приводе требуется переключение со звезды на треугольник.

И делать это можно в автоматическом режиме, например, при разгоне, чтобы электродвигатель сразу обеспечивал высокий крутящий момент.

Это чаще всего используется в частотных системах управления, где требуется более жестко регулировать динамику двигателя и контролировать скорость вращения.

Когда и какую схему лучше использовать, зависит от требований, но каждый из способов имеет свои особенности. Например, они заключаются в развиваемой и потребляемой мощности, разнице линейных и фазных напряжений, а, соответственно, динамических и электрических показателях.

Основные формулы

Перед тем, как ознакомиться с особенностями, как соединить электродвигатель звезда-треугольник, стоит вспомнить основные формулы расчета мощности и соотношения напряжений и токов между ними.

При расчете устройств с питанием от сети переменного напряжения или отдельного трансформатора используют понятие полная мощность. Она обозначается большой буквой S и находится как произведение действующего значения напряжения и тока U × I .

Также, есть возможность расчета, исходя из ЭДС, при котором S = E × I .

Кроме полной, также различают:

  • активную;
  • реактивную мощность.

В первом случае она обозначается буквой P = E × I × cos φ или P = U × I × cos φ . Во втором случае Q = E × I × sin φ или Q = U × I × sin φ . Где в формулах E – электродвижущая сила, I – ток, φ – угол между напряжением и током, создаваемым сдвигом фаз в обмотках.

Если обмотки двигателя одинаковы между собой по всем параметрам, то все виды мощностей определяются как произведение тока и напряжения, умноженного на 3.

Соединение двигателя в звезду

Наиболее часто используемым является именно соединение в звезду, потому что в таком режиме обеспечивается необходимая мощность и гарантируется хороший крутящий момент на валу.

Но стоит понимать, что недогруженный двигатель в 3-фазной сети будет потреблять лишнюю мощность, поэтому лучше использовать менее мощный мотор или регулировать частоту питающего трансформатора или привода, в зависимости от источника напряжения.

А чтобы определить электрические параметры сети, необходимо использовать соотношение √3. Первоначально следует отметить, что при соединении в звезду линейные и фазные токи одинаковы, а напряжение определяется по формуле U = √3 × U ф. Найти из нее фазное напряжение несложно. Соответственно, мощности определяются с учетом этого соотношения:

S = √3 × U × I

Следует помнить, что если на трансформаторе кроме 3-х фаз имеется также и 4-ый вывод со средней точки, то он должен быть подключен к электродвигателю .

Особенности применения подключения в звезду

На предприятиях, да и во всех остальных сферах, основным типом соединения 3-фазных двигателей является именно звезда, а питаются они от общей подстанции или отдельного трансформатора, обеспечивая, таким образом, гальваническую развязку.

Схема включения его обмоток особо не влияет на работу двигателя. Если они соединены в треугольник, то напряжение на выходе составит в 1.

73 раза меньше и подключив двигатель к его обмоткам по схеме треугольника можно добиться примерного того же момента, что и в обычном режиме.

Важно

Фазные токи при соединении по схеме в звезду равны, а напряжение, подводимое к каждой из обмоток, в 1.73 раза меньше.

Двигатель набирает свой момент за более длительное время, но при этом не перегревается. В таком режиме используются моторы на вентиляторах, помпах, шнеках и прочих агрегатах.

Но, если необходимо увеличить момент и тяговую способность, то его кратковременно переключают в треугольник.

В таком случае к обмоткам подводится полное напряжение сети, а, следовательно, и увеличенный ток, что приводит к выделению дополнительной мощности на валу и нагреву мотора.

Режим переключения на треугольник применяют для ускоренного запуска двигателя, а потому возвращают схему соединения в исходное состояние.

Длительная работа в таком режиме приведет к скорому выходу из строя.

Источник: https://instrument.guru/elektronika/soedinenie-obmotok-elektrodvigatelya-v-zvezdu-i-treugolnik.html

Соединение звездой и треугольником обмоток электродвигателя

Соединение звездой и треугольником обмоток электродвигателя
Вспомним вкратце принцип действия асинхронного двигателя. Питание такого двигателя осуществляется от сети трехфазного переменного напряжения.

В статоре имеются 3 обмотки, которые сдвинуты относительно друг друга на 120 электрических градуса. Это сделано с целью создания вращающегося магнитного поля.

Обозначаются вывода обмоток статора асинхронных двигателей следующим образом:

С1, С2, С3 – начала обмоток, С4, С5, С6 – конец обмоток. Но сейчас все чаще применяется новая маркировка выводов по ГОСТу 26772-85. U1, V1, W1 – начала обмоток, U2, V2, W2 – конец обмоток.

Выводы фазных обмоток асинхронного двигателя выводятся на клеммник или колодку и располагаются таким образом, чтобы соединения звездой или треугольником было удобно выполнить без перекрещивания с помощью специальных перемычек.Клеммник, его еще называют «борно», чаще всего устанавливается сверху, реже – сбоку.

Совет

Некоторые клеммники можно разворачивать на 180 градусов, для удобства подводки питающих кабелей.Всего на клеммник может быть выведено 3 или 6 выводов фазных обмоток статора.Разберем каждый случай отдельно.Соединение звездой и треугольником.

ПримерЕсли в клеммник выведено 6 выводов обмоток статора, то асинхронный двигатель можно подключить в сеть на 2 разных уровня напряжения, отличающихся на величину в 1,73 раза (√3).

Для наглядности рассмотрим пример. Допустим, у нас имеется электродвигатель, на табличке которого указано напряжение 220/380 (В).

Что это значит?

А это значит, что если в сети уровень линейного напряжения составляет 380 (В), то обмотки статора необходимо соединить в схему звезды.

Соединение звездой

Соединение звездой фазных обмоток статора асинхронного двигателя выполняется следующим образом. Концы всех трех обмоток нужно соединить в одну точку с помощью специальной перемычки, о которой я говорил чуть выше.

А на их начала подать трехфазное напряжение сети.Из рисунка выше видно, что напряжение на фазной обмотке составляет 220 (В), а линейное напряжение между двумя фазными обмотками составляет 380 (В).

На клеммнике соединение звездой обмоток будет выглядеть следующим образом.

Соединение треугольникомВернемся к нашему примеру.Если в сети уровень линейного напряжения составляет 220 (В), то обмотки статора необходимо соединить в схему треугольника.

Соединение треугольником фазных обмоток статора асинхронного двигателя выполняется следующим образом.

конец обмотки фазы «А» C4 (U2) необходимо соединить с началом обмотки фазы «В» С2 (V1)конец обмотки фазы «В» С5 (V2) необходимо соединить с началом обмотки фазы «С» С3 (W1)конец обмотки фазы «С» С6 (W2) необходимо соединить с началом обмотки фазы «А» С1 (U1)Места их соединения подключаются к соответствующим фазам питающего трехфазного напряжения.

Из рисунка видно, что при линейном напряжении сети 220 (В) напряжение на фазной обмотке составляет тоже 220 (В).

На клеммнике при соединении треугольником обмоток статора асинхронного двигателя специальные перемычки нужно установить следующим образом:В нашем примере при соединении звездой и треугольником напряжение на каждой фазной обмотке асинхронного двигателя будет 220 (В).

Соединение звездой и треугольником. Частный случай

Бывают ситуации, когда на клеммник асинхронного двигателя выведено всего 3 вывода, вместо 6. В этом случае соединение звездой или треугольником выполняется внутри двигателя на лобной (торцевой) его части.

Такой асинхронный двигатель можно включать в сеть только на одно напряжение, указанное на табличке с техническими данными.

В нашем примере обмотки статора асинхронного двигателя соединяются по схеме звезда и его можно включать в сеть напряжением 380 (В).

Соединение звездой и треугольником. Выводы

Обратите внимание

В конце данной статьи про соединение звездой и треугольником сделаю вывод, основанный на опыте эксплуатации электродвигателей.

При соединении звездой обмоток асинхронного электродвигателя наблюдается более мягкий запуск и плавная его работа, а также возможность кратковременной перегрузки.

При соединении треугольником обмоток асинхронного электродвигателя происходит достижение его максимальной мощности, но во время пуска пусковые токи имеют большое значение.

Также замечено, что при соединении треугольником двигатель больше нагревается (выявлено опытным путем с помощью тепловизора при одной и той же нагрузке).

В связи с вышесказанным, принято асинхронные двигатели средней мощности и выше запускать по схеме звезда. При наборе номинальной частоты вращения в автоматическом режиме происходит переключение его на схему треугольника.

Источник: http://f737f.blogspot.com/2013/10/blog-post.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector