Как проверить люминесцентную лампу тестером – советы электрика

Как починить светильник с люминесцентными лампами?

Общеизвестен факт, что светильники с лампами дневного света широко распространены не только на производствах и в организациях, но и в частных домах и квартирах.

Наверняка у каждого второго человека в гараже или кладовке найдется старый, запылившийся подобный световой прибор, который уже не работает, а выкинуть его жалко.

Обратите внимание

Тогда почему бы своими руками не отремонтировать эти лампы? Тем более, если есть возможность найти где-то старые и никому не нужные светильники, ремонт не будет стоить ни копейки, а как отремонтировать – сейчас разберемся.

Главное, что необходимо знать, прежде чем начать ремонт люминесцентных светильников – это принцип их работы.

Принцип работы устройства

Понять принцип работы люминесцентной лампы можно на примере схематического изображения, представленного ниже.

Схема включения люминесцентной лампы с дросселем и стартером

На ней можно увидеть:

  1. пускорегулирующий аппарат (стабилизатор);
  2. трубку лампы, включающую в себя электроды, газ и люминофор;
  3. слой люминофора;
  4. стартерные контакты;
  5. стартерные электроды;
  6. цилиндр корпуса стартера;
  7. пластинку из биметалла;
  8. наполнение колбы из инертного газа;
  9. нити накаливания;
  10. излучение ультрафиолета;
  11. пробой.

Слой люминофора наносится на внутреннюю стенку лампы для того, чтобы преобразовать ультрафиолет, который невидим человеку, в освещение, принимаемое обычным зрением. При изменении состава этого слоя можно изменить оттенок цвета осветительного прибора.

Итак, зная устройство лампы и схему светильника, можно приступать к его восстановлению.

Неисправности люминесцентной лампы и способы их устранения

Первым делом нужно проверить, нет ли неисправности в люминесцентной лампе, при помощи тестера или мультиметра.

Необходимо помнить, что в схеме, к примеру, светильника Армстронг с ЭПРА на 4 лампы (4 х 18) при перегорании одной не будут работать все четыре.

В приборах с одним стартером на 2 трубки должны быть исправны обе, ну а при подключении со стартером на каждую лампу достаточно одной рабочей, и светильник будет работать, даже если вторая неисправна.

После подачи питания, если светильник не горит, нужно проверить подачу напряжения на него. Сделать это можно с вводного клеммника.

Неисправности светильников с дросселем

Итак, если предыдущие шаги выполнены, а светильник по-прежнему не работает, нужно начинать проверку всех узлов схемы осветительного прибора, т. е. непосредственно приниматься за ремонт люминесцентных ламп.

Схема последовательного подключения люминесцентных ламп

Много чего может сказать визуальный осмотр, иногда невооруженным взглядом видны пробои, вмятины и другие причины того, почему лампа не загорается.

Как и в любом ремонте, сначала необходимо проверить элементарное. Имеет смысл поменять стартер на заведомо рабочий, после этого лампа должна загореться, и тогда эту неисправность люминесцентного светильника можно будет исключить. Однако не всегда под рукой может оказаться подходящий по параметрам стартер, а проверить тот, что есть, как-то нужно, вдруг причина не в нем?

Все достаточно просто. Потребуется обычный светильник с лампочкой накаливания. Питание на нее нужно подать так – в разрыв одного из проводов включить последовательно проверяемый стартер, второй же оставить целым. Если лампа загорелась или заморгала, то прибор работоспособен и проблема не в нем.

Важно

Далее проверяем входное и выходное напряжение на дросселе. У работающего тестер должен показать ток на выходе. При необходимости этот узел схемы нужно заменить.

Если же и после этого светильник не загорится, тогда придется прозвонить на целостность все провода лампы, а также проверить напряжение на контактах патронов.

Неисправности светильников с ЭПРА

Здесь ремонт люминесцентного светильника сводится лишь к проверке ламп, целостности проводки и патронов-держателей. Если же они в порядке, придется просто заменить электронный пускорегулирующий аппарат.

Конечно, если человек знает, как проверить элементы ЭПРА на исправность, а также есть даже небольшие познания в радиоэлектронике, то починить электронный балласт больших трудов не составит.

Ремонт электронного балласта люминесцентных ламп

Сгоревший электронный пускорегулирующий аппарат

Чаще всего, если отказал электронный балласт (пускорегулирующий аппарат), то виновато в этом прогорание транзистора, что иногда можно увидеть и невооруженным глазом. Если же визуально определить это невозможно, придется выпаять транзисторы из схемы и прозвонить мультиметром.

Если они исправны, то сопротивление в них составит 400–700 Ом. Если один из транзисторов сгорел, возможно автоматическое сгорание и резистора в 30 Ом.

Также в схеме присутствует еще одно слабое место – низкоомный предохранитель в 2–5 Ом. Очень редко причина может быть в сгоревших элементах диодного моста. Это все возможные причины, после их устранения и будет закончен ремонт балласта, т. е. восстановление сгоревшего электронного пускорегулирующего аппарата.

Возможности запуска при сгоревшем оборудовании

В ремонте люминесцентных ламп есть и свои небольшие хитрости. К примеру, срочно понадобилось запустить подобный световой прибор, а стартер вышел из строя, и нет никакой возможности его заменить. Сам по себе этот элемент схемы служит для разогрева нитей накаливания в люминесцентной трубке.

Ну а если, к примеру, вышел из строя дроссель? Его в наше время и в магазинах не во всех найти можно.

Бездроссельное включение

Продлить работу сгоревшего светового прибора вполне возможно. Есть способ, при котором можно включить люминесцентную лампу дневного света без дросселя и стартера (схема подключения на рисунке). Конечно, этот способ подойдет не всем, нужно хотя бы немного разбираться в электротехнике.

Схема бездроссельного включения

Напряжение подается после короткого замыкания нитей накаливания. Выпрямленное напряжение становится больше вдвое, чего вполне хватает для запуска лампы (эту функцию по идее и выполняет дроссель).

Конденсаторы С1 и С2 (на схеме) необходимо подобрать для 600 В, а С3 и С4 – с номинальным напряжением в 1 000 В. По прошествии некоторого времени пары ртути, конечно, осядут в области одного из электродов, и свет от лампы станет намного менее ярким.

Избавиться от этого можно будет, всего лишь изменив полярность, т. е. просто развернув реанимированную перегоревшую ЛЛ.

Бесстартерное включение

Существуют осветительные приборы, которые предусмотрены исключительно для работы без стартера. На таких лампах имеется маркировка RS. Если такую трубку установить в светильник, оборудованный прерывателем, лампа очень быстро сгорает. Происходит это по причине необходимости большего времени на разогрев спиралей таких люминесцентных трубок.

Долговечность стартера небольшая, он часто перегорает, а потому имеет смысл рассмотреть возможность того, как включить люминесцентную лампу без него. Для этого понадобится установка вторичных трансформаторных обмоток.

Если запомнить эту информацию, то уже не возникнет вопроса, как зажечь люминесцентный светильник, если произошло перегорание стартера (схема соединения ниже).

Таким образом без лишних затрат можно даже своими руками собрать люминесцентный светильник.

Схема включения без дросселя и стартера

Подведение итогов

Стало быть, напрашивается вывод – ни к чему выбрасывать то, что вполне ремонтопригодно и жизнеспособно. Необходимо лишь хорошо подумать головой, а после поработать руками, и загоревшаяся лампа не только добавит уверенности в своих силах, но и хорошо отразится на финансовом состоянии. А в наше время сэкономленные на светильнике средства можно вложить в более необходимые вещи.

Источник: https://LampaGid.ru/vidy/lyuminestsentnye/remont-svetilnikov

Ремонт люминесцентных ламп

Февраль 4, 2014

21740 просмотров

В предыдущей своей статье Я рассказывал про принципы работы и различные схемы подключения люминесцентных ламп. Эта статья является ее продолжением. В ней Я подробно остановлюсь на устройстве и самостоятельном ремонте  перегоревших ламп трубчатой конструкции или дневного света.

Как отремонтировать своими руками компактные люминесцентные лампы (КЛЛ) под обычный патрон Я уже рассказывал в этой статье.

Сразу скажу в отличии от КЛЛ, которые достаточно дорогие и легко восстанавливаются- лампы дневного света Я не ремонтирую, потому что стоят новые дешево, да, если честно они после восстановления их работы с применением специальной схемы- обладают целым рядом недостатков. Но об этом в конце статьи.

Устройство люминесцентной лампы

Лампа дневного света состоит из одного стеклянного цилиндра с наружным диаметром 12, 16, 26 или 38 мм. Причем он может быть как прямым, так и изогнутой конструкции  в виде буквы U или кольца и т. п.

С торцов цилиндра  в металлические заглушки встроены в диэлектрическую пластину две контактные ножки под цоколь светильника, на которые с внутренней стороны припаяны электроды, схожие по конструкции с нитями ламп накаливания.

Из колб люминесцентных ламп откачивается воздух, а вместо него добавляется инертный газ с небольшой капелькой ртути  (около 30 мг) или сплава ртути с Индием и другими металлами.

Почему перегорают люминесцентные лампы

Электроды люминесцентной лампы, как и у ламп накаливания делаются из вольфрамовой нити, но только покрытой активной массой из щелочных металлов. Без нее вольфрамовая спираль очень быстро бы сгорела от перегрева в результате образования между нитями разряда, а так обеспечивается стабильно тлеющий электрический разряд.

Но со временем покрытие на вольфрамовой нити выгорает или осыпается, особенно процесс усиливается во время запуска включения, потому что в этот момент- разряд происходит только на маленьком отрезке нити, вызывая усиленный перегрев ее в этом месте. Поэтому на старых лампах по концам возле цоколя видны потемнения на люминофоре.

Постепенно с выгоранием активной массы электродов— будет происходить все больший их разогрев, из-за этого рано или поздно одна из нитей перегорает. И лампа перестает работать.

Как проверить люминесцентную лампу

Ее легко проверить с использованием мультиметра или тестера. Для проверки установите переключатель прибора в  положение измерения минимального сопротивления, а лучше при наличии, в режим прозвонки.

После этого прикоснитесь концами щупов к выводам цоколя с одной стороны, а затем- с противоположной. Если Вы услышите звуковой индикатор и увидите не большое сопротивление нити на экране- значит лампа цела.

При обрыве- сопротивление будет очень большим до бесконечности.

Более подробно читайте в нашей статье: Как пользоваться прозвонкой.

Схема подключения перегоревших люминесцентных ламп

Представляю вашему вниманию схему, которая исключает из работы ненадежный и гудящий дроссель, а так же часто требующий замены стартер. Кроме того по этой схеме работает перегоревшая люминесцентная лампа дневного света.

Никогда не используйте исправные лампы в этой схеме.

Для нормальной работы конденсаторов С1, С4 необходимо выбирать бумажные модели на 300-350 Вольт, а  для С2, С3 лучше всего подойдут слюдяные.

Резистор R1 в обязательном порядке должен быть проволочным, по мощности лампы необходимо подбирать все необходимые компоненты руководствуясь  таблицей снизу.

Мощность лампы C1-C4 С2-С3 Д1-Д4 R1
30 Ватт 4 мкФ 3300 пФ Д226Б 60 Ом
40 Ватт 10 мкФ 6800 мкФ Д226Б 60 Ом
80 Ватт 20 мкФ 6800 пФ Д205 30 Ом

Принцип работы. Диоды Д2, Д3 вместе с конденсаторами С1, C4 образуют двухполупериодный выпрямитель с увеличением вдвое напряжения.

  В момент включения лампы напряжение в точках а и б достигает величины в 600 Вольт на электродах лампы (Л1).

После розжига она перейдет в нормальный рабочий режим, напряжение  уменьшается в указанных точках до необходимой величины для оптимальной работы лампы.

Чем больше Емкости конденсаторов C1 и C4, тем выше рабочее напряжение лампы. Конденсаторы С2, С3 служат для подавления радиопомех.

Но Я эту схему использовал только в экспериментальных целях и не рекомендую для применения в домах, квартирах, гаражах и т. д., потому что:

  1. Через 9-12 часов из-за работы на постоянном токе  происходит смещение  светящейся области в сторону одного из концов лампы. Для восстановления работы необходимо поменять местами концы лампы в светильнике.
  2. Из-за почернения со временем люминофора, уменьшается световой поток, а значит и энергоэффективность.
Читайте также:  Подключить трехфазный двигатель к однофазной сети - советы электрика

Рекомендую покупать и менять на новые лампы дневного света, потому что на них не так кусается цена, как на КЛЛ.

Источник: http://jelektro.ru/remont-elektriki/remont_ljuminescentnyh_lamp.html

Проверка лампы дневного света – мультиметр для контроля работоспособности люминисцентых ламп

Лучший вариант для дома и работы – дневное освещение. Оно считается идеальным для человеческого глаза (не «раздражает»), позволяет экономить на счетах за электрическую энергию, так как лампочка не потребляет 0,015 киловатт в час (тогда, как обычная лампа накаливания – 0,04 киловатт в час и более).

Но, как и любой прибор, периодически выходит из строя. Как проверить лампу дневного света? Осмотреть ее и применить мультиметр, устройство доступно широкому пользователю. Приобрести его можно в магазине электроники.

Цены варьируются от 300 рублей за отечественный прибор до 2 тысяч рублей за иностранный аналог.

Люминесценты: как работает устройство

Все дневные люминесцентные изделия делят по оттенкам и степени яркости на:

  • теплые;
  • холодные;
  • желтоватые.

Для дома подойдут желтоватые. Они успокаивают, не вызывают раздражения. Для офиса выбирают теплые – такие настраивают на кропотливую работу. Для производственных и общественных учреждений – холодные, стимулирующие органы зрения, возбуждающие нервные окончания.

“Холодная” лампа стимулирует и раздражает, устанавливается, например, в больницах

Конструкционно изделие состоит из стеклянной колбы разной формы (круглой, овальной, фигурной). 

Внутри – электроды спирального характера и ртуть. Колбу покрывают люминофором – это химический раствор, который увеличивает светоотдачу.

При монтаже может понадобится детектор скрытой проводки.

Работает устройство следующим образом:

  • электроток с помощью дросселя воздействует на спиральные электроды;
  • электроды быстро (за 2-3 секунды) нагреваются;
  • электроды нагревают ртуть, которая начинает испаряться;
  • внутри колбы образуется ртутный газ (пары);
  • газ стимулирует люминофор;
  • люминесцентная лампочка «загорается».

Чтобы ток воздействовал на электроды с требуемой силой, необходим дроссельный элемент. Он способствует «розжигу» спиральных электродов. Выглядит как индукционная катушка с сердечником.

Ток воздействует на деталь. Там скапливается напряжение, которое передается спиралям-электродам.

Чтобы люминесцентная лампа не перегрелась, внутри имеется стартер. Представляет собой неоновую лампочку. Необходим, чтобы разомкнуть цепь и отключить поступление тока, когда спирали-электроды достаточно нагрелись. Процесс происходит автоматически.

Стартер дневной лампы обеспечивает своевременное размыкание электроцепи

Любая дневная люминесцентная конструкция должна иметь сертификацию и лицензию. Об этом указано на упаковке. Перед покупкой целесообразно осведомиться у продавца о наличии документации на прибор. Там указывают тип, срок годности, информацию о разрешении эксплуатации товара.

Почему не работает?

Важно: утилизируйте дневные лампы правильно. Просто выкидывать их в мусорное ведро нельзя.

Люминесцентная конструкция может разбиться, ртуть вытечет, будет создана угроза для здоровья домочадцев, соседей. Утилизацией занимаются специальные компании.

Если таковой в вашем населенном пункте нет, хотя бы поместите использованное изделие в несколько полиэтиленовых пакетов и плотно завяжите их.

Совет

Чаще всего (40 случаев из 100) ломаются стартеры. Это хрупкая деталь, которую можно заменить. Стартеры продают в специализированных магазинах или на торговых площадках в Интернете.

Дроссель «сгорает» реже (в 10 случаях из 100). Он тоже подлежит замене аналогично стартеру. На такую поломку укажет неприятный «горелый» запах. Элемент выходит из строя по причине обрыва обмотки или чрезмерного нагрева, который указывает на брак изделия.

Иногда причиной поломки дросселя лампы становится производственный брак

Спирали-электроды ломаются в 30 случаях из 100. Спираль перегорает из-за длительной эксплуатации. На то, что спираль сгорела, укажет почернение колбы изнутри.

Даже маленькие черные пятнышки, которые едва заметны, говорят о том, что «жить» люминесцентной лампочке осталось совсем недолго.

Заменить спирали нереально, для этого придется разобрать колбу, а собрать ее заново в обычных условиях невозможно.

Стоит дневная люминесцентная лампа (в зависимости от величины устройства) – от 40 рублей до 1 тысячи и более (промышленные модели). 

Если лампочка вышла из строя, а детали не подлежат замене, приобретите новую и установите ее на прежнее место.

Как проверить части лампы дневного света мультиметром?

Узнать о причине поломки и проверить люминесцент на работоспособность можно только мультиметром. Это прибор, который предназначен для измерения силы тока, сопротивления, напряжения. В магазинах электроники реализуют отечественные и зарубежные модели, которые функционально практически не отличаются друг от друга.

Самый дешевый мультиметр стоит около 300 рублей. За «навороченный» с электронным табло и звуковыми сигналами придется выложить порядка 2 тысяч рублей. 

 Если оборудование будет использоваться исключительно дома, то смысла в дорогом приборе нет.

Самый простой мультиметр для проверки дневной лампы стоит порядка 300 рублей

Теперь детально о том, как проверить лампу дневного света тестером (мультиметром):

  • мультимер имеет «щупы» – это провода с индикаторами на концах. Эти провода и подсоединяют к люминесцентной лампочке;
  • установите на приборе нулевое сопротивление (измеряется в омах);
  • если показатель остался нулевым, значит спирали-электроды перегорели;
  • если сопротивление после подключения к люминесцентной лампе увеличилось, неисправен дроссель или стартер;
  • обратите внимание: мультиметр может не сработать потому, что выводы люминесцентной лампочки грязные. Их нужно очистить ватным диском, смоченным в спирте;
  • щуп должен плотно прилегать к выводу лампочки, иначе устройство не сработает.

Дроссель проверяют так:

  • снимают элемент с нерабочей лампы;
  • устанавливают дроссель на лампу, которая на 100 процентов работоспособна;
  • подключают систему к току;
  • если лампа не горит, а мультиметр выявил, что спирали исправны, значит «барахлит» стартер. Дополнительно проверять стартер лампы дневного света уже не нужно.

Прежде, чем заменять детали осветительного устройства на новые (если удалось выявить причину поломки самостоятельно), позаботьтесь о собственной безопасности. На руки наденьте перчатки, которые используют электрики.

Защитите глаза с помощью специальных очков. Тело (рук, торс, ноги, шея) должны быть максимально закрытыми, чтобы в случае поломки лампы или элементов осколки тонкого стекла или капли ртути не попали на кожу, органы зрения.

Помните, опасна не сама ртуть, а ее пары. Они могут вызвать ожог слизистой оболочки глаз, носоглотки. Как можно быстрее покиньте помещение и вызовите спасателей по номеру телефона 112 (действует по всей России). После того как сотрудники МЧС выполнят свою работу, обработайте место, где разлили ртуть, раствором воды с уксусом в пропорции 10 : 1.

В заключение

Если хотите починить дневную лампочку самостоятельно, досконально изучите, как проверить люминесцентную лампу тестером (мультиметром). Разберитесь с работой устройства до подсоединения его к лампочке.

Если сгорели спирали-электроды, то к жизни изделие уже не вернуть. Если на колбе имеются трещины, дырочки, повреждения, то лампа не будет работать из-за того, что ртуть вытекла или испарилась.

Элементы конструкции можно приобрести в магазине электроники или в Интернете. Требуйте у продавца документы на изделия, сертификаты, подтверждающие качество товара.

Подробнее о том, как проверить лампу, вы узнаете из следующего видео:

Источник: https://stroimdom44.ru/lyuminescentnaya-lampa/

Элементы потолочного светильника. Замена дросселя светильника

Уважаемые посетители, уважаемые друзья!!!

После публикации темы «Принцип работы люминесцентной лампы. Устройство светильника» от 19.02.2015 г.,  мне были заданы вопросы, касающиеся диагностики отдельных элементов потолочного светильника.

   Для общей рассылки ответов на интересующие Вас вопросы, мною опубликована дополнительная данная тема — по потолочным светильникам.

   Тема затрагивает четыре основных вопроса, на которые мне нужно ответить, это диагностика:

  • дросселя;
  • стартера;
  • конденсатора;

и люминесцентной лампы.

   Все перечисленные детали,  состоящие  в схемах лиминесцентных светильников, постепенно начинают выбывать из производства — как и сами светильники, так как в настоящее время встречаются люминесцентные светильники нового поколения — с электронным балластом или другими словами, с электронным блоком.   Принцип работы усовершенствованных светильников остается неизменным и ремонт таких светильников, при их неисправности, сводится к замене электронного балласта для отдельных рассматриваемых примеров, но не к замене люминесцентного светильника целиком.

Как проверить люминесцентный светильник

В чем заключается сущность поставленного перед нами вопроса: «Как проверить люминесцентный светильник?»- Сущность заключается в правильном подходе, в правильном принятии своего решения перед поставленным вопросом, иначе своими действиями можно завести себя в тупиковое положение и ремонт светильника может занять  значительное время.

Итак, для наглядности рассмотрим один из двух представленных вариантов электрических схем.   К  примеру, Вы демонтировали сняли потолочный люминесцентный светильник и Вам необходимо установить причину его неисправности.   Рассмотрим первый вариант электрической схемы рис.1, тоже самое касается и ко второму варианту.

рис.1

Как правильно проверить первый вариант электрической схемы на общее сопротивление?   Каким прибором Вы будете проводить измерение, разницы абсолютно никакой нет, пусть это будет:

  • омметр с установленной позицией измеряемого диапазона сопротивления;
  • стрелочный тестер с установленной позицией измеряемого диапазона сопротивления

либо мультиметр, так же, с установленным диапазоном для замера сопротивления.   Для удобства в разъяснении, будем пользоваться усовершенствованным, универсальным измерительным прибором — «мультиметр».   Вся диагностика люминесцентного светильника должна проводиться только пассивным способом, то-есть, без подключения к внешнему источнику напряжения.

Итак, Вы положили люминесцентный светильник на свой рабочий стол и  подсоединили два щупа прибора к выводам проводов светильника, — для того, чтобы измерить общее сопротивление.

   Можно ли таким образом выполнить замер сопротивления? — Нет, таким способом провести измерение сопротивления — невозможно.   Связано это с тем, что в лампочке стартера будет разрыв электрической схемы.

   Следовательно, чтобы измерить сопротивление светильника, необходимо:

  • вынуть стартер из электрического патрона;
  • замкнуть накоротко контакты электрического патрона стартера

и лишь затем можно проверить светильник на общее сопротивление.

Как проверить дроссель-люминесцентного светильника

Продолжаем рассматривать первый вариант схемы люминесцентного светильника — с одной лампой.   Для того, чтобы проверить дроссель в схеме люминесцентного светильника, необходимо:

  • снять стартер;
  • замкнуть накоротко электрический патрон стартера;
  • снять люминесцентную лампу;
  • замкнуть накоротко контакты двух электрических патронов по отдельности люминесцентной лампы,

— после этого, можно выполнить замер сопротивления дросселя, — предварительно подсоединив два щупа прибора к выводам проводов светильника.

Как проверить стартер люминесцентного светильника

Проверить стартер люминесцентного светильника на сопротивление, как Вы понимаете, невозможно.   Лампочка стартера состоит из двух впаяных электродов, находящихся внутри колбы и соответственно, между электродами имеется разрыв.

   Стартер проверяется непосредственно при установленном и подключенном светильнике, — путем его замены.   Тип стартера подбирается с учетом мощности люминесцентной лампы.

Обратите внимание

   При замене стартера, необходимо одевать на руки диелектрические перчатки — во избежание соприкосновения с оголенными, контактными соединениями светильника.

 Непригодность стартера проявляется в постепенном износе лампы тлеющего разряда, а именно, в износе биметаллической пластины, срабатывающей на включение и отключение мерцание стартера.

Как проверить емкость конденсатора тестером

При замене конденсатора, учитывается его номинальные значения по:

и допуску, в отклонениях.   К примеру, Вам необходимо заменить конденсатор, не имеет значения, где Вы собираетесь его заменить:

  • в сетевом фильтре;
  • в светильнике

и так далее.   Вы подобрали конденсатор, который подходит по емкости и напряжению, но не соответствует по допуску.   Такой вариант замены конденсатора — уже не подходит, так как отклонение в допуске имеет также большое значение — при замене конденсатора.

Читайте также:  Двигатель 380в подключение к сети 220в - советы электрика

рис.2

Первоначально, необходимо изучить маркировку конденсаторов рис.2 и научиться читать обозначения, можно просто иметь необходимую подобную таблицу под рукой, которая как-бы будет для Вас не плохой подсказкой.

Допустим, нам нужно проверить емкость конденсатора измерительным прибором «мультиметр»,   конденсатор имеет емкость 47 нанофарад с отклонением в допуске 10% рис.2, первый верхний ряд слева.   Для этого, нам необходимо установить прибор в диапазоне измерения емкости от 20 до 200 нанофарад фото №1.

фото №1

Чтобы не распаивать конденсатор от схемы в зависимости от схемы, обычно распаивается одна ножка конденсатора, я пользуюсь специальным, самодельным приспособлением фото №2.   То-есть, это обыкновенные два тонких проводка, на одном конце проводов припаяны два разъема и на другом конце проводов — припаяны два металлических щупа.

https://www.youtube.com/watch?v=-W_GVVF_o-I

фото №2

Два разъема вставляются непосредственно в гнездо прибора — для измерения емкости фото №3, далее, включаем прибор и подсоединяем два щупа прибора к ножкам конденсатора

фото №3

На фотоснимке №4 показано изображение такого приспособления, которым очень удобно пользоваться при измерении емкости конденсаторов, подпадающими под диапазон измерительного прибора.

фото №4

Как проверить люминесцентную лампу тестером

Если у Вас нет в наличии цифрового мультиметра, а имеется стрелочный тестер, — опять же здесь нет никакой проблемы в том, чтобы проверить люминесцентную лампу.   Стрелочный тестер устанавливается в диапазон наименьшего измерения сопротивления, два щупа прибора тестера подсоединяются сначала к двум штырькам одного конца лампы, затем, к двум штырькам другого конца лампы рис.3.

рис.3

В том случае, если спираль закрепленная на электродах будет не нарушеной целой,  стрелка прибора будет показывать отклонение в соответствии с сопротивлением спирали.

При отсутствии измерительных приборов, для проверки лампы,  можно воспользоваться пробником на батарейках.

Важно

Когда нам приходится проводить ремонт потолочных светильников, мы сталкиваемся с единственной проблемой — это отсутствие необходимых деталей в продаже.

   В этом примере, я обычно обращаюсь к так называемым в народе «железячникам».   Это продавцы, торгующие на улице всевозможными деталями.

   Там действительно можно купить то, чего нет на прилавках специализированных магазинов — по продаже электроники.

На этом пока все.   Следите за рубрикой.

Источник: http://zapiski-elektrika.ru/osvehenie/elementy-potolochnogo-svetilnika-proverka-drosselya-lampy.html

Проверка ламп дневного света мультиметром

В условиях повышения цен на энергоресурсы, увеличения тарифов на электроэнергию, для населения актуальным стал вопрос экономии электричества в домах и квартирах.

Разработаны различные технологии, позволяющие использовать более экономичные электроприборы, чем те, которые производились еще несколько десятилетий назад.

При организации освещения помещений уже достаточно давно применяются люминесцентные источники света, или лампы дневного света (ЛДС).

Они, обеспечивая такую же освещенность, как и обычные лампочки накаливания, потребляют в 5-7 раз меньше электроэнергии, чем их предшественники. Несмотря на то, что появились еще более экономичные светодиодные источники, цена их настолько высока, что в настоящее время использование светильников с ЛДС остается наиболее рациональным решением.

В процессе эксплуатации светильников всегда возможны поломки, отказы в работе некоторых элементов. Для ремонта необходимо знать, как можно проверить лампы дневного света тестером. Для этого нужно представлять, как устроены и как работают такие источники света.

Устройство

Принцип работы ламп дневного света основан на свечении люминофоров в ультрафиолетовом свете.

Сам прибор представляет собой герметичную колбу из тонкого прочного стекла, на поверхность которой внутри нанесен люминофорный состав. Внутри колбы также находится небольшое количество ртути, которая и образует свечение под действием разогретых вольфрамовых спиралей по концам колбы. Перегорание спиралей можно проверить тестером.

Параллельно лампе подключается стартер. Он представляет собой заключенные в пластмассовый или алюминиевый корпус компактную газоразрядную лампу с биметаллическим контактом и компенсационный конденсатор, который служит для выравнивания тока на лампе стартера.

Принцип работы

Когда электрическая цепь светильника подключается к источнику тока, как правило, это электрическая сеть переменного тока с напряжением 220 В и частотой 50 Гц, величины силы тока не хватает, чтобы разогреть спирали в колбе лампы.

И вот в этот самый момент газоразрядная лампа под действием тока в цепи включается и разогревает биметаллический контакт, который физически замыкает цепь светильника. Ток увеличивается в несколько раз, спирали в колбе разогреваются до температуры испарения ртути.

Чем выше температура, тем выше проводимость паров в колбе.

Далее ток проходит через пары ртути, вызывая их ультрафиолетовое свечение, а оно в свою очередь преобразуется в белый свет люминофорным составом, нанесенным на стенки колбы.

Величина тока на участке цепи светильника, на котором установлен стартер, падает вдвое и газоразрядная лампа гаснет. Биметаллический контакт остывает, выключается и с этого момента ток течет только внутри колбы и через дроссель. В исправном светильнике стартер больше не участвует в процессе до того момента, пока не нужно будет еще раз разогревать спирали лампы после ее отключения.

В подавляющем большинстве случаев в конструкциях светильников используется несколько ламп. Их количество четно и они подключаются последовательно по две. Соответственно, стартеры (а их тоже будет два или более – по количеству ламп), тоже подключаются последовательно. В этом случае стартеры должны быть на напряжение 127 В, иначе они не сработают.

Проверка стартера

Проверка светильников с ЛДС заключается в контроле целостности вольфрамовых спиралей, расположенных непосредственно в колбах ламп, а также в контроле работоспособности дросселей и стартеров.

После вскрытия корпуса светильника, лампы надо проверить на наличие почернений у концов колб. Если почернения есть, то в схеме светильника, скорее всего, имеется какая-то неисправность, и, если ее не устранить, то лампы отработают очень недолго.

При отсутствии «признаков жизни» в светильнике следует проверить в первую очередь стартер. Он выходит из строя чаще всего, так как его элементы работают механически в условиях многократно изменяющейся температуры. Разобрав корпус стартера, необходимо осмотреть конденсатор и лампу:

  • конденсатор не должен быть вздутым или взорвавшимся, что может быть следствием наличия скачков большого напряжения в сети;
  • лампа не должна быть сильно почерневшей;
  • далее конденсатор можно проверить с помощью универсального тестера – мультиметра.

Чтобы проверить ЛДС, мультиметр переводится в режим омметра с наибольшим возможным пределом измерения сопротивления. При проведении измерений между выводами конденсатора сопротивление должно быть бесконечным.

Если при измерении будет зафиксировано сопротивление менее 2 МОм, то, скорее всего конденсатор имеет недопустимый ток утечки. Но эти признаки, указывающие на неисправность, могут и не выявиться.

Совет

Очень часто в домашних условиях проверить стартер можно только, установив его в заведомо исправный светильник.

В любом случае, если выяснится, что причиной отказа в работе светильника является стартер, его необходимо заменить.

Целостность спиралей-электродов

Лампы «перегорают» гораздо реже, хотя проверить их проще, чем стартер. Делают это обычным тестером с контрольной лампой или мультиметром, настроенным на измерение сопротивлений. Довольно легко проверить целостность спиралей. Для проверки тестер или мультиметр подключается к паре выводов на отдельном конце колбы.

Если спирали целые, то контрольная лампа тестера должна светиться, а мультиметр должен показывать небольшое сопротивление (около 10 Ом). Если тестер «молчит», а сопротивление мультиметра бесконечно, имеет место обрыв спирали. При обрыве даже одной спирали из двух, лампа, очевидно, работать не будет. В этом случае необходима ее замена.

Проверка дросселя

Следующим шагом будет проверка дросселя. Он во всей этой конструкции самый стойкий элемент, и выходит из строя гораздо реже остальных. Тем не менее важно знать, как проверить дроссель лампы дневного света мультиметром.

Неисправность его может заключаться в обрыве или перегорании обмотки, нарушении изоляции между витками провода. В обоих случаях неисправность можно выявить, подключив к выводам дросселя мультиметр, настроенный на измерение сопротивления.

Если сопротивление между выводами дросселя будет бесконечно, значит, имеет место обрыв или перегорание обмотки. Перегорание обычно предвещается неприятным запахом, исходящим от детали, особенно во время работы.

Если сопротивление ничтожно мало, то, скорее всего, нарушена изоляция провода, и произошло межвитковое замыкание в обмотке, или замыкание обмотки на сердечник.

Совершенно очевидно, что все приемы проверки, описанные выше, справедливы только при использовании в светильниках, так называемых электромагнитных пускорегулирующих аппаратов (ЭмПРА).

В настоящее время появляются электронные пускорегулирующие аппараты (ЭПРА), исключающие наличие в схеме стартеров. Устанавливаются такие аппараты и в компактные ртутные лампы дневного света.

Пока они достаточно дороги и ремонту своими силами не подлежат, поэтому использование ЭмПРА еще оправдано.

Источник: https://EvoSnab.ru/instrument/test/proverka-lamp-dnevnogo-sveta-multimetrom

Как проверить люминесцентную лампу – исправна она или нет?

Электрофурнитура

28.03.2017

10.9 тыс.

7.3 тыс.

4 мин.

Многие потребители не знают способов проверки люминесцентных ламп. Разберемся с этим, а также рассмотрим особенности таких источников света и их основные неисправности.

Интересующие нас осветительные устройства, которые часто называют лампами дневного света (ЛДС), характеризуются немалым количеством эксплуатационных достоинств. По сравнению с традиционными лампочками накаливания они имеют следующие преимущества:

  • разнообразие световых оттенков;
  • высокая светоотдача;
  • длительный срок эксплуатации;
  • высокий показатель полезного действия;
  • рассеянный свет.

У эксплуатации люминесцентных ламп немало достоинств

Указанные возможности обуславливаются тем, что ЛДС представляют собой газоразрядные приборы, которые способны формировать ультрафиолетовое излучение за счет электроразряда в ртутных парах. Здесь есть одна особенность.

Видимый свет от ламп получается только после преобразования ультрафиолетового излучения.

Такая модификация становится возможной при использовании составов, содержащих галофосфат кальция либо аналогичных ему соединений-люминофоров.

Обратите внимание

Конструкция люминесцентных приборов достаточно сложна. Они выполняются в виде баллонов из стекла, в которые закачивают парами ртути и инертный газ.

С двух концов ламп устанавливаются особые подогреваемые спиральки (электроды). Когда на последние подается напряжение, возникает электроразряд. Изнутри на стекло ЛДС наносят уже упомянутый люминофор.

Цветовые оттенки лампочек дневного света зависят от его типа и состава.

Недостатки газоразрядных осветительных приборов:

  • линейчатый неравномерный свет (может вызывать изменение цвета освещаемых участков);
  • наличие (до 1 г) ртути;
  • истирание люминофора (из-за этого через некоторое время падает коэффициент полезного действия лампы и изменяется ее спектр);
  • необходимость в подключении дроссельного пускорегулирующего приспособления ЭПРА либо стартера;
  • мерцание.

Конструкционная сложность описываемых устройств становится причиной того, что они перестают функционировать без объективных (как кажется пользователю) причин. Далее мы опишем, как проверить люминесцентную лампу на исправность. Но сначала разберем самые распространенные причины поломки таких осветительных приборов.

Люминесцентные лампочки выходят из строя по разным причинам. Чаще всего они перестают работать из-за проблем с пускорегулирующим механизмом.

Основным ее элементом является дроссель (на языке специалистов – балластное сопротивление). Он изготавливается в виде катушки с сердечником из металла, которая последовательно подключается к ЛДС.

Балластное сопротивление корректирует ток осветительного прибора и гарантирует стабильность электрического разряда.

Проблемы с пускорегулирующим механизмом – основная причина проблем с люминесцентными лампочками

Если лампочка перестает светить, вероятнее всего, причина заключается в поломке ЭПРА (вышел из строя дроссель, произошел обрыв проводов питания, в патроне нет контакта). Нередко неисправность обуславливается износом держателей лампочки. Это приводит к нарушению контактов. Справится с подобной проблемой легко. Нужно всего лишь заменить контакты или слегка подогнуть их.

Читайте также:  Как проверить сопротивление тестером - советы электрика

Распространенной причиной поломки источников дневного света считается утрата ими герметичности. Если на концах лампочки вы замечаете оранжевое свечение, при этом само устройство не зажигается, можете не сомневаться – внутрь ЛДС проникает воздух. Лампу следует менять. О неправильной работе устройств люминесцентного освещения и необходимости их проверки сигнализирует следующее:

  • лампочка светится на обоих концах либо только на одном;
  • изменение оттенка свечения;
  • гудение прибора;
  • снижение (резкое) светового потока;
  • срабатывание защиты при включении;
  • лампа зажигается при запуске, а затем самостоятельно гаснет.

Если вы столкнулись с такими явлениями, необходимо сразу же приступать к проверке осветительного прибора. Затягивать решение таких проблем нельзя.

Разберемся, как грамотно проверить лампу дневного света. Начнем с анализа работы стартера осветительного прибора.

Этот механизм необходим для замыкания при включении лампы электросети и перераспределения напряжения на катоды и балластное сопротивление. После подачи питания на ЛДС стартер начинает разогревать контакты из биметалла.

Важно

В результате чего последние замыкаются. Это приводит к повышению тока в лампочке. Когда контакты остывают, наблюдается их размыкание.

При проверки лампы сначала стоит проанализировать работу стартера

Описанный процесс обеспечивает формирование высоковольтного импульса, который создается за счет самоиндукции в дросселе. Если последний работает неправильно, лампочка просто-напросто не сможет зажечься. Проверка дросселя выполняется при помощи мультиметра (в обиходе его нередко называют тестером) либо омметра по такой схеме:

  1. 1. Отключаете стартер, затем замыкаете накоротко патрон.
  2. 2. Убираете ЛДС и также замыкаете (с двух сторон) ее патроны.
  3. 3. Подключаете мультиметр к электродам осветительного прибора, что дает возможность определить сопротивление дросселя.

Если стрелка тестера остается неподвижной, имеется обрыв обмотки дросселя. Его нужно заменить на новый. Обратите внимание! Неисправность дросселя определяется и более простым способом. В случаях, когда этот элемент лампы издает ощутимое гудение при работе либо сильно нагревается, это означает, что его обмотка очень скоро перегорит.

Вам нужно подключить его с обычной накаливаемой лампой (последовательно) к бытовой электросети (розетка на 220 В). Если лампочка не загорается либо мигает, стартер неисправен. Иным способом проверить этот элемент нельзя, так как в отключенном состоянии его катоды размыкаются.

Тестер (электромеханический либо электронный) также используется для прозвонки ламп дневного света. Эта процедура позволяет определить целостность осветительного устройства. Сама операция выполняется элементарно.

Но перед этим обязательно следует произвести корректировку нуля мультиметра, используя тонкую плоскую отвертку. Ее следует вставить в шлиц, имеющийся на лицевой панели любого тестера.

Затем аккуратно поворачивайте отвертку, добиваясь того, чтобы стрелка измерительного прибора показывала ноль. Такая процедура проводится для электромеханических мультиметров.

Если используется электронный тестер, схема корректировки будет аналогичной. Вам необходимо получить на табло прибора нулевой (с несколькими сотыми частями) показатель.

Непосредственно прозвонка осуществляется на обеих сторонах люминесцентной лампы. Прикладываете щупы мультиметра к выводам ЛДС.

Совет

Если цифры на дисплее не меняются, либо стрелка шкалы не устремляется вверх, можете выкидывать лампочку. Она неисправная.

Совет. Проверку ЛДС при помощи тестера следует выполнять после удаления налета и тщательной зачистки их выводов. Загрязнения без проблем убираются любой жидкостью, в которой есть спирт.

А зачистку обычно делают при помощи мелкозернистой шкурки. Аналогичным образом следует подготовить и щупы тестера.

Если этого не сделать, высока вероятность того, что мультиметр покажет неправильные результаты.

Источник: http://obustroen.ru/inghenernye-sistemy/elektrichestvo/elektrofurnitura/kak-proverit-lampu-dnevnogo-sveta.html

Как проверить дроссель с мультиметром и без него. Все причины неисправности ПРА и ЭПРА

Лампы дневного света, несмотря на популяризацию светодиодного освещения, до сих пор остаются одним из распространенных видов осветительных приборов в домах, гаражах и производственных помещениях.

Когда такой светильник перестает гореть, первым делом грешат на саму лампочку или стартер. А если они не виноваты, как проверить другой не менее важный элемент – дроссель?

Во-первых, определимся, что же такое дроссель или как его еще называют балласт. По сути, это обыкновенная катушка индуктивности с ферромагнитным сердечником.

Вот так она выглядит в разрезе.

В схемах балласт нужен для трех функций:

  • контроля тока, чтобы он не превышал номинала
  • образование за счет индуктивности кратковременного импульса повышенного напряжения
  • сглаживания возможных пульсаций в сети 220В

Подключается он последовательно, а параллельно ему монтируется стартер.

Стартер необходим для поджига лампы.

Как работает лампа дневного света

Напряжение, которое подводится к спиральным электродам на концах лампы, изначально недостаточно для ее розжига. И тут на помощь приходит дроссель и стартер.

После появления напряжения в стартере, внутри образуется разряд, который нагревает биметаллический электрод.

Из-за нагрева форма электрода меняется и происходит его замыкание.

В результате чего, резко возрастает ток и электроды раскаляются. Ток ограничивается только сопротивлением самого дросселя.

У стартера контакты постепенно остывают и размыкаются. При размыкании, благодаря дросселю, в лампе возникает эффект самоиндукции, с образованием высоковольтного импульса и электрического разряда напряжением до 1000В.

От этого разряда создается ультрафиолетовое свечение ртутных паров, которыми заполнена колба. Оно оказывает воздействие на люминофор, и только благодаря ему, мы и можем различать свет в привычном для нас спектре.

Если для кого-то это объяснение слишком заумно, то вот одно из самых простых и понятных видео, объясняющих на доступном всем языке, как же работает лампа ЛДС.

Получается, что сам процесс включения люминесцентной лампы дневного света довольно длителен и занимает 5 этапов:

  • подача 220В из розетки и замыкание контактов стартера
  • разогрев спиралей электродов
  • размыкание контактов стартера
  • подача высоковольтного импульса от дросселя
  • образование тлеющего разряда в колбе и поддержка его внешним напряжением 220В + шунтирование стартера и исключение его из схемы

Как видно из процесса запуска, при неисправности ламп, виноватыми могут быть три элемента:

  • сама лампочка
  • стартер
  • дроссель

При этом, чаще всего повреждаются лампочки и стартера – из-за перегоревших вольфрамовых нитей и конденсаторов.

Узнать об этом проще всего – заменив стартер или лампочку. Тем более, что стоят они копейки. А вот как быстро узнать о неисправности дросселя?

Как проверить дроссель ПРА без мультиметра

Без специальных измерительных приборов о неисправности ПРА может свидетельствовать эффект огненной змейки. Вы визуально сможете наблюдать ее внутри лампы.

О чем это говорит? А говорит это в первую очередь о том, что есть превышение максимально допустимого тока. Из-за чего заряд потерял стабильность.

Также может наблюдаться неустойчивое свечение или мерцание лампы. При поломке балласта, светильник не загорится с первого раза.

Обратите внимание

В результате, стартер будет постоянно запускаться и отключаться, запускаться и отключаться. От таких частых пусков, возле спиралей на концах лампы появляются почернения.

Еще один способ проверки без измерительных приборов и мультиметра – контрольная лампочка. Мощность ее должна быть примерно такой же, как и мощность самого дросселя.

Подключаете ее последовательно по следующей схеме с ПРА и смотрите как она светит.

  • если не горит совсем – в балласте обрыв, дроссель неисправен
  • горит ярко – в балласте межвитковое короткое замыкание
  • моргает или светит в половину накала – дроссель исправен

Проверка балласта ПРА мультиметром

Но чтобы точно убедиться в повреждении дросселя, все таки лучше воспользоваться мультиметром и провести замеры.

Повреждение дросселя может быть пяти видов:

  • замыкание витков в одной обмотке
  • неисправность магнитопровода

Какой-то из проводов, которым намотан дроссель может просто оборваться. Выявляется это легко.

Переводите мультиметр в режим измерения сопротивления и касаетесь щупами выводов дросселя. Если высвечиваются показания ”бесконечность” это и свидетельствует об обрыве.

При замерах только не касайтесь голых кончиков щупов руками. Иначе замерите сопротивление своего тела, а не дросселя.

Кстати, обрыв из всех видов поломок, выявить проще всего. Это можно сделать даже без мультиметра, с помощью обычной индикаторной отвертки.

Ничего выключать и разбирать не нужно, провода тоже не отсоединяются. Если индикатор светится во входной клемме ПРА:

а на выходе свечения нет:

то считайте что обрыв вы нашли.

Некоторые дросселя могут иметь не одну, а две обмотки. В нормальном режиме они должны быть изолированы между собой.

Но изоляция может высохнуть или нарушиться.

Чтобы узнать о замыкании, мультиметром проверьте выводы не одной, а разных обмоток. Если у вас высветятся непонятно малые цифры, то значит обмотки замкнуты.

Если дроссель у вас постоянно грелся, то его лакированная изоляция проводов, могла высохнуть. И один или несколько близлежащих витков, просто спекутся между собой.

Найти такое повреждение очень трудно, даже при помощи мультиметра.

Нужно точно знать изначальные значения сопротивления обмотки, чтобы было с чем сравнивать. Если у вас замкнулись один или два витка, то разницу обычным тестером вы и не увидите.

Найти витковое замыкание можно при спекании достаточно большого количества проводников. Тогда разницу будет видно сразу.

Нормальный (не китайский дроссель), имеет примерно следующие сопротивления:

  • мощностью на 20Вт – сопротивление от 55 до 60 Ом
  • мощностью на 40Вт – сопротивление от 24 до 30 Ом
  • мощностью на 80Вт – сопротивление от 15 до 20 Ом

Сердечник дросселя выполнен из ферромагнитных материалов. А они (ферриты), довольно капризны сами по себе.

При эксплуатации, на поверхности запросто могут образоваться трещинки или сколы. Если такое произошло, значит у дросселя изменятся параметры катушек индуктивности.

Еще в сердечниках из-за механических нагрузок могут измениться специальные зазоры.

Важно

Проверить индуктивность дросселя можно не всеми мультиметрами. Большинство к сожалению, такой функции лишены.

Однако опять же, чтобы понять проблему, вам нужно знать первоначальные значения данной индуктивности.

О неисправности катушки может свидетельствовать ее нулевое сопротивление относительно корпуса. Здесь ничего сложного в проверке нет.

Один щуп мультиметра подносите к металлическим частям корпуса, а другим касаетесь к выводам катушки дросселя.

Проверять можно и в режиме прозвонки цепи. Если звукового сигнала не будет, значит пробоя нет.

Повреждение электронного дросселя

А если балласт у вас электронный, как проверить его? ЭПРА как сокращенно их называют, уже не похож на индуктивную катушку.

Все современные модели выпускаются с электронными дросселями без стартеров.

ЭПРА расшифровывается как – электронная пуско-регулирующая аппаратура.
У нее множество электронных компонентов напаяны на плату и помещены в один корпус.

Прозвонить мультиметром всего лишь два конца здесь уже не получится. Придется последовательно шаг за шагом проверять все элементы схемы.

Начинать лучше с предохранителя. Вызваниваете его целостность в режиме прозвонки.

Далее осматриваете конденсаторы. У тех, которые в виде бочонков, можно определить повреждение даже визуально, по вздутию нижней части.

Еще внимательно проглядите все места пайки. Какие-то ножки могут отвалиться и контакт пропадет.

Диоды и транзисторы также проверяются мультиметром, после переключения его в соответствующий режим измерения.

Данные сопротивлений берите из таблиц в интернете, согласно их расцветки.

И сравнивайте с теми фактическими замерами, которые у вас получились.

В общем, чтобы проверить и отремонтировать электронный дроссель, понадобятся минимальные навыки радиолюбителя.

Совет

Вот очень хорошее и подробное видео по проверке каждого элемента на плате ЭПРА, с заменой поврежденных деталей на исправные. Тем более, что повреждений здесь оказалось не одно, а несколько.

Источник: https://svetosmotr.ru/kak-proverit-drossel-s-multimetrom-i-bez-nego/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector