Как прозванивать мультиметром – советы электрика

Как прозвонить мультиметром

Нередко в домашних условиях необходимо обнаружить причину, по которой какая-то из электрических сетей не работает. К примеру, не зажигается светильник в комнате. Причин здесь несколько: перегорела лампочка в светильнике, прогорели контакты в патроне или в выключателе, оказалась пробита электрическая проводка.

Самая неприятная причина – последняя. Но как определить, что в проводке образовался обрыв? Вариант только один – прозвонить электрический питающий провод, для чего можно воспользоваться мультиметром. Конечно, кроме этого прибора есть и другие варианты, но этот самый надежный.

Итак, как прозвонить провода мультиметром – решение вопроса.

Начнем с того, что с помощью мультиметра можно тестировать проводку на величину таких показателей как сила тока и напряжение. При этом провода должны быть под напряжением. Прозвонка на определение наличия обрыва – это определение величины сопротивления проводника, то есть, оно присутствует или отсутствует.

Обратите внимание

Так вот, если мультиметр показывает на дисплее «0», значит, провода целые, и обрыва в них нет. Если сопротивление на дисплее показывается, то это говорит о том, что обрыв есть. В принципе, вот так все просто.

Единственное, на что необходимо обратить внимание, это на то, что при тестировании проводки на сопротивление, в ней не должно быть напряжения.

Настройка мультиметра

В первую очередь необходимо настроить прибор в режиме омметра. Чтобы вы поняли, как это сделать правильно, посмотрите на фотографию ниже, где стрелками указаны все позиции. Но нас интересует позиция «Прозвонки», именно на нее и надо выставить рукоятку прибора.

Теперь необходимо проверить сам тестер. Для этого соедините между собой два щупа (красный и черный), на дисплее должен высветиться «ноль» или показатель чуть больше него. Это говорит о том, что прибор работает правильно.

Так как нашу задачу определяет вопрос, как прозвонить провод, то мы уверены в том, что в разводке не установлены другие электрические элементы, которые могут аккумулировать электрический потенциал. То есть, перед нами линейный проводник или из меди, или из алюминия.

Прозвонка проводов

Режим прозвонки проводов мультиметром заключается в том, что необходимо к двум концам провода подсоединить щупы прибора и определить, есть ли в проводе сопротивление. Кстати, многие тестеры (современные) обладают функциями сигнального оповещения. То есть, вы проводите тестирование, и наличие сопротивления подтверждает писк прибора. Очень удобно.

Но тут есть одна загвоздка. Хорошо, если проверяется провод, который только будет использоваться в монтаже электропроводки. Проблем с подключением щупов не возникнет, ведь длина проводков самих щупов достаточно короткая. Но как прозванивать провода, которые уже заложены, к примеру, проверяется старая электрическая проводка.

Давайте рассмотрим это на примере, все того же светильника. Итак, к нему подключаются два провода: фаза и ноль. Для тестирования надо будет разъединить подключение проводов к источнику света и концы двух линий скрутить между собой.

То есть, надо будет закоротить линию, сделать из нее кольцо. Но учтите, что до этого надо будет в распределительной коробке оба провода отсоединить от питающих контуров.

Теперь тут же в распредкоробке надо подключить щупы к двум проводам и провести тестирование мультиметром.

И если прибор показывает обрыв, то ваша задача провести ремонт электропроводки или провести монтаж новой. В том случае если решаете делать ремонт, то необходимо определить место обрыва.

Для этого надо будет воспользоваться специальными приборами. К примеру, отечественный экземпляр, который носит название «Дятел».

Сначала надо будет на проводку подать напряжение, а уж затем проводить определение места обрыва провода.

Важно

Этот способ проверки проводов подойдет и для автолюбителей. Нередко система зажигания выходит из строя только потому, что в ней не работают высоковольтные провода. Конечна, причина может быть и не в них, но проблема эта присутствует.

Здесь делается все точно так же, как было описано выше. Единственное – это показатели на экране мультиметра. Так вот, если прибор на дисплее показывает цифры от 3,5 до 10 кОм (пределы надо будет сначала выставить на самом приборе), то такие провода считаются целыми.

Если значение сопротивления превышает 10 кОм, то в проводах есть обрыв, их вам придется заменить на новые. Правда, необходимо оговориться, что указанный диапазон не является стандартным, все будет зависеть от марки автомобиля.

Но как показывает практика, разброс допустимых значений может составить 2-4 кОм.

В принципе, все виды кабелей тестируются по одному и тому же принципу. Даже генератор, в основе которого лежит медный провод, проверяется на обрыв точно также. Не будем упоминать проверку бронепровода или других видов силовых кабелей.

Заключение по теме

Наша задача балы простой, разобраться в вопросе, как проверить мультиметром кабель на наличие обрыва? Скажем прямо, что это самый надежный способ, в котором используется самый универсальный прибор. Если в нем разобраться, то в домашних условиях определить, был ли обрыв провода или нет, не составит большого труда.

Как правильно проверить сопротивление мультиметром

  • Как проверить трансформатор мультиметром

  • Как измерить силу тока мультиметром

    Как прозвонить провода мультиметром

    Подготовка мультиметра

    Для того чтобы прозвонить провода и кабели годится недорогой мультиметр, в котором имеется режим измерений сопротивлений. В качестве примера возьмем мультиметр DT — 838.

    Как прозвонить провода мультиметром

    Для прозвонки проводов и кабелей используют два режима измерений — это «200 Ω» и изображение звука. Отличие этих режимов состоит в том, что в режиме «200 Ω» при прозвонке на дисплее отображается значение сопротивления близкое к нулю при целом проводе, и 1 при его обрыве.

    В режиме звуковой сигнализации на дисплее высвечивается величина сопротивления при прозвонке и добавляется звуковая сигнализация. Появление звукового сигнала означает сопротивление провода близкое к нулю. А отсутствие его, высокое сопротивление или обрыв провода.

    Такая звуковая сигнализация удобна при прозвонке в труднодоступных местах, где нет возможности наблюдать за дисплеем мультиметра. Однако перед тем как прозвонить высоковольтные провода мультиметром в автомобиле, предел измерения ставят на «20 К», так как сопротивление целого высоковольтного провода лежит в пределах от 3,5 до 10 К.

    Прозвонка проводов в режиме зуммера

    До прозвонки провода мультиметром, щуп с проводом черного цвета вставляют в гнездо «COM, а щуп красного цвета в гнездо в «ΩVmA». Переключатель режимов нужно поставить на предел измерения «200 Ω» или звуковой сигнализации. Перед прозвонкой проводов и кабелей щупы соединяют между собой для проверки работоспособности прибора.

    Как прозванивать провода

    Перед измерениями важно зачистить концы проводов от изоляции и снять окись с жил кабеля. Окись на проводах может иметь высокое сопротивление, которое будет выше предела величины выбранного режима сопротивления прибора, что даст неверные показания.

    До прозвонки нужно снять с электропроводки напряжение сети, в автомобиле снять клеммы с аккумулятора. Если в цепи прозвонки проводов имеются конденсаторы, тогда их нужно разрядить, накоротко закоротив вывода. Все эти предостережения помогут избежать поломки мультиметра и дадут более достоверные результаты.

    Для удобства при прозвонке используют специальные зажимы для проводов — «крокодилы». «Крокодил» одевается на щуп и зажимается на участке провода. Использование таких зажимов увеличивает удобство при работе с проводами, так как освобождаются руки.

    Совет

    Короткие кабели и провода можно прозванивать с одного конца, а длинные провода нужно хорошо очищать от окислов и скручивать между собой с одной стороны. Тогда процесс прозвонки осуществляется только на одной стороне.

    Прозвонить провода можно и без мультиметра. Для таких целей электрики используют специально сделанную «прозвонку», состоящую из батарейки и лампочки.

    Также для проверки кабелей и проводов используют звуковой генератор и наушники.

    Прозвонка на батарейке с лампочкой

    Определение неисправности в электропроводке

    Нахождение неисправностей в сети квартиры рассмотрим на примере стандартной электропроводки. Перед электрическими работами нужно снять напряжение с вводного автомата в электрощите. Если выбивает автомат в щите, то порядок нахождение короткого замыкания таков:

    1. Снимают напряжение с выбитого вводного автомата, откручивают провода с нижних клемм автомата, с нижних клемм автомата кабель должен идти на нагрузку.
    2. Прозванивают отключенные провода фазы и нуля на щите. Если имеется короткое замыкание, раскручивают все провода в первой распределительной коробке от электрощита и прозванивают их. Каждый провод в коробке до того как раскрутить, маркируют, одну скрутку под одним номером. Находят направление (комнату) электропроводки с коротким замыканием.
    3. Перед прозвонкой во всех комнатах должны быть выключены все осветительные приборы, вытащены вилки из розеток. Если всё отключено, а короткое замыкание присутствует в распредкоробке этой комнаты, раскручивают провода в коробке и мультиметром ищут короткое замыкание, отдельно для каждой розетки и освещения. Если при включенном освещении происходит короткое замыкание, неисправность ищут в лампе патроне, люстре.
    4. Найденный участок электропроводки с коротким замыканием нужно менять. Если электропроводка скрытая, тогда нужно ее вскрывать (что затратно) или сверху по стене провести кабельный канал. Кабельный канал немного портит вид, но затраты минимальные.
    5. Если неисправность проводки в обрыве, то место обрыва находят при включенном вводном автомате на отсутствие напряжения. Режим мультиметра ставят на «
    Читайте также:  Что такое выключатель - советы электрика

    750V», не путайте с режимом измерения сопротивления, иначе мультиметр сгорит. Точное местонахождение обрыва можно найти, если подать напряжение на этот участок цепи и пользоваться специальными приборами (отечественный «Дятел»).

  • При нахождении обрыва или короткого замыкания в проводке вспомните, какие виды работ проводились в квартире. Это поможет вам быстрее найти место повреждения проводки.

    Тоже интересные статьи

    Как проверить конденсатор мультиметром не выпаивая

    Как проверить емкость аккумулятора мультиметром

    Как прозвонить проводку

    Для того чтобы проверить электропроводку в вашем доме, проще всего обратиться к электрикам. Но вся проблема в том, что муниципального электрика придется очень долго ждать, а частный придет сразу, правда, и расценки у него высокие.

    Именно, поэтому вам не помешает освоить простые навыки работы с электропроводкой. Ведь вполне возможно, что однажды эти знания вам пригодятся в жизни.

    В первую очередь, при работе с электропроводкой — соблюдение правил техники безопасности.

    Как проверить электропроводку на этапе прокладки

    Разберемся, какие потенциальные проблемы могут ждать электрика во время прокладывания новой электропроводки.

    Обычно новую проводку прокладывают или в специальные штроба или по голым стенам. Затем стены штукатурят и выполняют дальнейшую отделку. Поэтому первую проверку проводят до начала штукатурных работ. В ином случае, может быть так, что для того, чтобы устранить неполадку, придется по новой штробить стены и вскрывать штукатурку.

    На этом этапе неполадки могут быть по двум причинам: из-за ошибок строителей (бетонщиков или отделочников) или из-за ошибок электриков.

    Чтобы избежать неполадок с проводкой, к которым могут привести ошибки строителей, нужно быть очень внимательным и бдительным. А чтобы избежать ошибок электрика, нужно прокладывать проводку по заранее прорисованной схеме, а также тщательно проверять и прозванивать электропроводку до начала отделочных работ.

    Что же нужно сделать для того, чтобы точно знать, что проводка исправна?

    1. Нужно проверить электропроводку на наличие короткого замыкания, то есть убедиться в том, что между фазой, нулем и землей нет контакта.

    При высоком напряжении от качества кабеля зависит качество изоляции проводов, поэтому не стоит экономить при покупке кабеля и приобретать самый дешевый вариант.

    Если у вас возникли сомнения по поводу изоляции проводов, то их можно проверить с помощью мегаомметра.

  • Визуально просмотреть проводку на наличие механических повреждений. Любые повреждения должны быть устранены до начала штукатурных или других отделочных работ.
  • Если вы убедились при проверке, что все в порядке, тогда можно переходить к прозвонке электропроводки. Ниже описан алгоритм о том, как прозвонить проводку, который можно применять и для новой проводки, и для той, что уже есть в вашей квартире.

    Как правильно прозвонить проводку?

    Чаще всего электропроводку прозванивают при помощи мультиметра. Мультиметр — это специальный прибор, который предназначен для регистрации разных параметров электрического соединения, например, силы тока или сопротивления.

    Поскольку простой мультиметр стоит совсем недорого, то найдите ему место в своих инструментах, ведь он еще не раз может вам пригодится.

    Мультиметр, который установлен в режим прозвонки, поможет вам во многих ситуациях. С помощью мультиметра можно без проблем проверить есть ли контакт, работу выключателя или розетки, а также целостность всей проводки. Кроме этого, этот прибор поможет вам разобраться в том, какой провод куда идет (это частая проблема в квартирах).

    Мультиметры бывают двух видов:

    Но работают они по одному принципу.

    Как прозвонить проводку мультиметром

    Чтобы прозвонить проводку, используя мультиметр, нужно сделать следующее:

    • Установить на приборе режим прозвонки. Это легко сделать, так как часто он обозначен светодиодом.
    • Подходим к распределительной коробке. Там предстает картина с большим количеством немаркерованных проводов.
    • Нужно найти фазу. Это можно сделать, включив автомат и проверив все провода индикаторной отверткой. Провод, который был найден, нужно маркировать изоляционной лентой или лентой для оклейки окон.
    • Затем нужно найти ноль. Берем мультиметр, который включаем на режим измерения напряжения. Кстати, если нужно найти 220 В, то на мультиметре ставим больше, например, 600 В. Один щупалец прибора нужно приложить к фазе, а второй поочередно ко всем проводам. Если на мультиметре появилось 220 В, то значит, что провод, который искали, найден. Его также нужно промаркировать.
    • По такому же принципу нужно проверить другие пары проводов.

    Помимо того, что с помощью мультиметра можно разобраться с проводами в распределительной коробке, этот прибор поможет определить существует ли обрыв в кабеле.

    Как проверить целостность проводника

    • Сначала нужно полностью отсоединить проводник от источника тока. Если проводник является многожильным кабелем, то отсоединить нужно все провода, которые входят в него.
    • Мультиметр нужно включить либо в режим прозвонки, либо же в режим измерения сопротивления. Если выбран режим измерения сопротивления, тогда нужно поставить максимальный предел.
    • Нужно соединить щупы мультиметра. Если прибор находится в режиме прозвона, то он издаст звуковой сигнал, а если в режиме измерения сопротивления, то на дисплее появятся нули.
    • Затем нужно разомкнуть щупы мультиметра и приложить их к проводнику. Если проводник целый, то он покажет нулевое сопротивление.
    • Если проводник является многожильным, то действия делают такие же. Единственное отличие, если жилы проводника не отличаются цветом изоляции, то их нужно сначала промаркировать.

    Если проверка кабеля показала, что проводник целый, тогда причину неполадки нужно искать в каком-то другом месте.

    Найти разрыв кабеля или найти место короткого замыкания, а также прозвонить проводку в квартире можно самостоятельно. На самом деле, это не так уж и трудно. Самое главное — это не пренебрегать правилами техники безопасности, даже если вы электрик со стажем.

    Источники: http://onlineelektrik.ru/eprovodka/cabeli/kak-prozvonit-provod-multimetrom-nyuansy-processa.html, http://electricavdome.ru/kak-prozvonit-provoda-multimetrom.html, http://remont-free.ru/rukovodstvo_po_remontu/как-прозвонить-проводку

    Источник: http://electricremont.ru/kak-prozvonit-multimetrom.html

    Как правильно прозванивать мультиметром, тестром или прозвонкой

    Часто необходимо в домашних условиях прозванивать или определять целостность цепи для того, что бы определить место повреждения электропроводки или исправность электротехнических устройств: выключателей, ламп, трансформаторов, предохранителей, электродвигателей, светодиодов, тэнов и т. д.

    В отличие от измерения величины тока и напряжения, прозвонка и любые измерения сопротивления- всегда только осуществляется при отключенном питании цепи.

    Помните что, да же низкое напряжение от простой батарейки  может повредить прибор или повлиять на получение не верных результатов измерений.

    Обратите внимание

    Прозвонка осуществляется при помощи тестера или мультиметра. Перед началом процесса эти приборы необходимо  правильно перевести в режим омметра и выставить предел измерения или лучше, при наличии, в специальный режим прозвонки со звуковым сигналом.  Как это делать, Вы узнаете из нашей статьи: «Как пользоваться мультиметром» или  из инструкции к прибору.

    В случае целостности цепи мультиметр  подает сигнал и высвечиваются цифры с указанием сопротивления. Если цепь оборвана тогда высвечивается на экране слишком большое сопротивление или одна цифра 1 в старшем разряде, либо буквы «O.L.».

    У стрелочного  тестера при целостности цепи стрелка должна отклониться до последнего деления.

    Всегда перед началом прозвонки закорачивайте щупы между собой, что бы убедится в работоспособности измерительного прибора.

    Я в своей повседневной работе электрика использую Универсальный пробник электрика «Контакт+» (на картинке справа), который позволяет установить наличие напряжения величиной 12, 220 и 380 Вольт, и конечно же прозвонить цепь с звуковой и световой индикацией. Он компактный и удобный в работе.

    Не советую использовать для прозвонки многофункциональные индикаторные отвертки, про которые я рассказывал в этой статье, потому что они часто из-за наводок показывают целостность цепи, которая в реальности оборвана.

    Перед тем как прозвонить какое либо прибор, ознакомьтесь с его устройством, потому что очень часто в их схеме есть конденсаторы, которые продолжают хранить электрический заряд и после снятия напряжения.

    Далее Я подробно расскажу как выявлять повреждения электрического кабеля или провода, а так же целостность самых распространенных в домашнем быту электроприборов.

    Как прозвонить электрические провода или кабель

    • Провод или кабель, у которого надо проверить целостность,  необходимо  отсоединить с обеих сторон отэлектроприбора и от домашней электропроводки.
    • Заворачиваем 2 жилы с одной стороны, например возле розетки, а с другой- прикладываем щупы если проводник цел-  Вы услышите сигнал и увидите нулевые значения на экране.
    • Если необходимо найти короткое замыкание— необходимо раскрутить по отдельности все провода в распределительной коробке и выключить все с розеток, выкрутить все лампы. После этого прозвоните все линии, когда найдете закороченную- пометьте ее, а затем что бы определить на что она идет- поочередно закорачивая, повызванивайте все оставшиеся кабеля или провода.

    Как прозвонить диод

    Суть работы диода в том, что он пропускает электрический ток только в одном направлении- сопротивление близко к нулю, а в другом- оно очень велико, т. е. не пропускает. Для проверки прикладываем измерительные щупы, а затем меняем их местами для изменения полярности. Если диод пропускает только в одном направлении —  значит он исправен.

    Как прозвонить светодиод

    Светодиод — это не простой диод, он может только работать только в определённом интервале напряжений. Если на его контактах напряжение мало, то его «сопротивление» будет стремиться к бесконечности.

    Читайте также:  Как выбрать электрический счетчик в квартиру - советы электрика

    Если прозванивать не дорогим мультиметром , то при правильной полярности диод может тускло светится, у дорогихмоделей нет вообще никакой реакции.

    Если хотите убедится в целостности светодиода подключите его с соблюдением мер безопасности и полярности  к источнику постоянного тока с соответствующей величиной напряжения, но малым током.

    Если светодиод не впаян его можно проверить мультитметром, установив его в режим проверки транзисторов (hFE, как показано на рисунке справа). После этого берем  любой светодиод  и его анодный вывод вставляем в разъём E (эмиттер), а другую контактную ножку в разъём С (коллектор), как показано на рисунке. Если  светодиод будет исправным- он засветится.

    Как прозванивать трансформатор

    У трансформатора можно  прозвонить только целостность обоих обмоток, а вот межвитковые замыкания не удастся.

    Он проверяется правильно и надежно следующим образом. Подбираем предохранитель, исходя из мощности трансформатора и  включаем его  через предохранитель в розетку  без подключения нагрузки на вторичной обмотке. Если он сильно греется или перегорит предохранитель- значит у него есть межвитковое короткое замыкание в одной из обмоток.

    Как прозвонить тэн

    • Подключаем измерительные щупы к двум контактным ножкам одного нагревательного элемента или тэна. Будьте внимательны их может быть и два в одном корпусе.
    • Если на экране мультимера или тестера появится  появится показания с небольшим сопротивлением (как на левой картинке), значит он исправный. Если появится единица слева или очень большое сопротивление- это означает обрыв внутри тэна  и его придется заменить.
    • Кроме того необходимо позванивать контакты тэна на  корпус. Если они прозвонятся (как направой картинке)- значит произошел пробой изоляции на корпус. Тэн придется заменить, а иначе будет утечка тока на корпус, что может привести к электро травме.

    Как прозвонить лампу

    Для лампы накаливания ставим один щуп на центральный контакт, а другой- на боковой- если услышите звуковой сигнал и увидите на дисплее сопротивление от 3.5 до 200 Ом- значит лампа цела. Если нет сигнала- ее пора выбросить.

    У трубчатых люминесцентных ламп с обоих сторон по одной спирали, поэтому прозваниваться должны обе.

    Светодиодную и компактную люминесцентную лампы тестером не проверишь. Это можно сделать только подачей напряжения.

    Как прозвонить предохранитель

    Любой плавкий предохранитель внутри имеет токопроводящий проводок определенной толщины, который рассчитан на определенную силу тока, если это предел будет превышен она перегорит. Исправный предохранитель показывает сопротивление 0 Ом на дисплее и выдает  звуковой сигнал.

    Автоматическая пробка проверяется аналогично, только в ней не перегорает проволочка, а выбивает биметаллическую пластину, поэтому перед проверкой проследите, что бы он был включен.

    Как прозванивать электродвигатель

    Тестером или мультиметром можно проверить только целосность обмоток якоря или статора, но полноценно измерить сопротивление изоляции возможно только  довольно дорогим прибором под названием мегомметр, который выдает во время проверки в несколько раз более высокое напряжение ( 500 или 1000 вольт).

    Источник: http://olimp23.com/poleznye-sovety/kak-pravilno-prozvanivat-multimetrom-testrom-ili-prozvonkoj

    Как прозвонить электродвигатель мультиметром и выявить неисправность

    При поломке бытового электроприбора приходится проверять по отдельности все его компоненты.

    И если тестирование датчиков затруднений не вызывает — обычно достаточно проверить сопротивление, то с двигателем все не так просто.

    Этот узел устроен куда сложнее, и чтобы выявить его неисправность, требуется знать методику проверки. Далее расскажем о том, как прозвонить электродвигатель мультиметром.

    Какие электромоторы можно проверить мультиметром

    Если в двигателе нет механических повреждений, что обычно определяется визуально, то его неисправность в большинстве случаев обусловлена следующим:

    • произошел обрыв внутренней цепи;
    • случилось замыкание, то есть появился контакт там, где его не должно быть.

    Оба дефекта выявляются мультиметром. Сложности возникают только при проверке двигателей постоянного тока: у большинства из них обмотка имеет почти нулевое сопротивление и его приходится замерять косвенным методом, для чего понадобится собрать несложную схему.

    Из двигателей переменного тока наиболее востребованы:

    1. Трехфазные асинхронные двигатели работают и при однофазном питании.
    2. Асинхронные одно- и двухфазные с короткозамкнутым ротором конденсаторные. К этому типу относится большинство двигателей бытовых приборов.
    3. Асинхронные с фазным ротором. Такой ротор имеет трехфазную обмотку.

      Двигатели с фазным ротором применяются там, где требуется регулировка частоты вращения и понижение пускового тока: в крановом оборудовании, станках и пр.

    4. Коллекторные. Применяются в ручном электроинструменте.
    5. Асинхронные трехфазные с короткозамкнутым ротором.

    Популярность моторов последнего типа объясняется рядом достоинств:

    • простота конструкции;
    • прочность;
    • надежность;
    • низкая стоимость;
    • неприхотливость (не требует ухода).

    Все электродвигатели состоят из двух частей: неподвижной и вращающейся. Первая у моторов переменного тока называется статором, у постоянного — индуктором; вторая – соответственно ротором и якорем.

    Ремонт асинхронных двигателей

    Из асинхронных моторов наиболее распространены двух- и трехфазные. Тестируются они по-разному. Рассмотрим каждую разновидность подробно.

    Трехфазный мотор

    Обмотка статора такого двигателя состоит из трех частей (фаз), разнесенных на 120 градусов и соединенных по схеме «звезда» или «треугольник». Двигатель работает при выполнении таких условий:

    • намотка выполнена в правильном порядке;
    • между витками, а также между токоведущими частями и корпусом есть надежная изоляция;
    • во всех соединениях имеется хороший электрический контакт.

    Сначала проверяется сопротивление изоляции между токоведущими частями и корпусом. Правильнее это делать мегомметром — тестером, способным генерировать напряжение до 2500 В и измерять сопротивления до 300 ГОм.

    Подойдет и более распространенный мультиметр: точно замерять сопротивление он не позволит, но пробой выявить способен. Переключатель диапазонов измерений устанавливают на максимальное значение — 2 или 20 МОм.

    Трехфазные асинхронные двигатели

    Замеры выполняют в таком порядке:

    • проверяют работоспособность прибора, приложив щупы один к другому: в норме на дисплее отображается мизерное значение или число с двумя нулями впереди;
    • касаются обоими щупами корпуса двигателя: при наличии контакта мультиметр также покажет мизерное сопротивление;
    • продолжая удерживать один щуп на корпусе, вторым по очереди касаются выводов каждой фазы: в норме мегомметр показывает 500 – 1000 МОм или более, мультиметр — единицу (символизирует бесконечность).

    Низкое сопротивление между обмоткой и корпусом говорит о замыкании, требуется перемотка статора.

    Далее проверяют:

    1. Целостность обмотки: данную операцию удобно выполнять, переключив мультиметр в режим прозвонки. Если в цепи обрыва нет, прибор подаст звуковой сигнал, то есть пользователю не приходится вчитываться в показания на дисплее. Концы каждой обмотки находятся в коробке выводов. Отсутствие звукового сигнала или высокое значение сопротивления на дисплее говорит об обрыве цепи.
    2. Короткозамкнутые витки: их сопротивление (достаточно мультиметра) должно лежать в определенных пределах. Завышенное значение говорит об обрыве, низкое — о межвитковом замыкании.

    В завершение замеряют сопротивление обмоток. Допускается разница не более 1 Ом.

    При большем несоответствии, обмотка с меньшей индуктивностью подгорает из-за более высокой силы тока.

    Двухфазный электрический двигатель

    В статоре имеются две обмотки:

    Замеряют мультиметром сопротивление каждой и сравнивают: в норме сопротивление пусковой вдвое выше, чем у рабочей.

    Также двигатель проверяется на предмет замыкания между токоведущими частями и корпусом — по той же схеме, что и трехфазный.

    Проверка коллекторных электромоторов

    В месте прилегания щеток у коллекторных двигателей имеются секции или ламели.

    Порядок проверки:

    1. Мультиметром определяют сопротивление между соседними ламелями. В норме значения для каждой пары одинаковы. При обрыве (бесконечно высокое сопротивление) или коротком замыкании (мизерное сопротивление) меняют таходатчик двигателя.
    2. Замеряется сопротивление между коллектором и корпусом ротора: в норме оно бесконечно высокое.
    3. Прозванивают обмотки статора на целостность.
    4. Проверяют сопротивление между корпусом статора и токоведущими частями: в норме — бесконечно высокое.

    Далее определяют сопротивление катушки ротора. Оно крайне мало, потому замерить напрямую мультиметром нельзя — велика погрешность. Применяют косвенный метод:

    1. Последовательно с катушкой соединяют высокоточный резистор малого номинала (около 20 Ом). Высокоточными называют резисторы с допуском не более 0,05%. В цветовой маркировке у них присутствует серая полоса (не путать с серебряной).
    2. Цепь «катушка — резистор» подключается к источнику постоянного тока напряжением 12 В или выше. Чем больше напряжение, тем точнее измерения. В качестве источника на 12 В применяют автомобильный аккумулятор или компьютерный блок питания.
    3. Снимают мультиметром падение напряжения на катушке. Здесь важно соблюдать полярность: щуп, включенный в порт COM (отрицательный потенциал), коротят со стороны «минуса» или массы; второй (подсоединяется в разъем «V/Ω») — со стороны «плюса».

    Напряжение, мультиметр измеряет намного точнее сопротивления — с верностью до 0,1 мВ. На этом и основан косвенный метод.

    Затем рассчитывают сопротивление катушки по формуле: Rкат = Uкат * Rрез / (12 – Uкат), где

    • Rкат — сопротивление катушки, Ом;
    • Uкат — падение напряжения на катушке, В;
    • Rрез — сопротивление резистора, Ом;
    • 12 — напряжение источника питания, В.

    Проверка двигателей постоянного тока

    Порядок тестирования:

    1. Проверка сопротивления обмоток: у таких моторов они имеют низкое сопротивление, потому его также определяют косвенно — по напряжению и силе тока. Потребуется два мультиметра: один используется как вольтметр, другой одновременно — как амперметр. На обмотку подается питание от батареи напряжением 4 – 6 В.  Сопротивление рассчитывают по формуле: R = U / I.
    2. Замер сопротивления обмоток якоря и между пластинами коллектора. В норме мультиметр отображает равные значения.

    Для сопротивления между пластинами коллектора максимально допустимая разница составляет 10%, при наличии уравнительной обмотки — 30%.

    Особенности проверки электромоторов с дополнительными элементами

    Дополнительными элементами, электродвигатели оснащаются с целью оптимизации работы или защиты.

    Чаще всего применяются:

    1. Термопредохранители: отключают двигатель от электропитания по достижении температуры, опасной для изоляционных материалов. Располагаются на корпусе (крепятся скобой) или под изоляцией обмотки. Во втором случае проверку выполнить проще, поскольку выводы легкодоступны.

      Определить, с какими разъемными ножками связана защитная схема, можно при помощи мультиметра или индикатора фазы (похож на отвертку с лампочкой). В норме сопротивление между выводами термопредохранителя весьма мало (короткое замыкание).

    2. Термореле: часто применяются вместо термопредохранителей.

      Обычно бывают нормально замкнутыми, но встречаются и разомкнутые. Для диагностики по нанесенной на корпус реле маркировке, в справочниках или Интернете, находят сопротивление его компонентов, затем проверяют мультиметром их фактическое значение. Для поиска в Сети, в строке набирают марку реле и следом «Data Sheet» («даташит»).

      Если термореле сгорело, по его параметрам подбирают аналог.

    3. Трехвыводные датчики оборотов двигателя. Устанавливаются в стиральных машинах. Основной элемент датчика — металлическая пластина, на которой при пропускании через нее токов малой величины формируется разность потенциалов.

    Запитывается датчик через два крайних вывода. Если коснуться их щупами мультиметра в режиме омметра, в норме он отобразит мизерное сопротивление.

    Проверка третьего вывода возможна только в рабочем режиме, когда присутствует магнитное поле. Попытка прозвонить датчик на ходу, то есть при включенной стиральной машине, может привести к травме. Рабочий режим безопаснее сымитировать, демонтировав двигатель и запитав датчик отдельно. Импульсы на выходе датчика формируют путем поворота ротора.

    Мультиметр позволяет выявить пусть не все, но многие поломки электродвигателя. В основном при помощи прозвонки выявляются обрывы и короткие замыкания. Полную диагностику проводят на специальных стендах, для измерения сопротивления изоляции требуется мегомметр.

    Источник: https://proprovoda.ru/instrument/izmeritelnyj/multimetr/kak-prozvonit-elektrodvigatel.html

    Ремонт электропроводки автомобиля: как проверить проводку авто, приборы для диагностики, порядок замены

    Неисправности проводки автомобиля приводят к серьезным проблемам при эксплуатации машины – от некорректной работы датчиков и устройств, бортового компьютера и автоматики до полного выхода из строя дорогостоящего электрооборудования.

    Помните, что короткое замыкание цепей бортовой сети может привести к возгоранию автомобиля.

    Важно

    Поэтому неисправности электрооборудования и электрики следует устранять сразу же при их обнаружении – не стоит откладывать ремонтные работы «в долгий ящик».

    Выполнить ремонт электропроводки автомобилей можно как самостоятельно, так и в автосервисе. Основная трудность заключается в поиске неисправностей – обрывов, вышедших из строя реле, предохранителей и блоков, поломок отдельных элементов и устройств автоэлектрики.

    Распространенные неисправности электрооборудования машины

    К автоэлектрике относятся различные системы, детали, устройства и элементы транспортного средства – система зажигания, аккумулятор и генератор, цепи бортового компьютера, предохранители, датчики, блоки реле, различные электронные датчики, автосвет, а также автоэлектроника – климатическая система, аудиосистема, автоматика и системы безопасности. Необходимо учитывать особенности автомобильной электропроводки для того, чтобы оперативно найти и устранить неисправность в бортовой сети.

    К часто встречающимся проблемам с электрооборудованием относятся:

    • Выход из строя аккумулятора. Это может быть следствием недостаточной плотности электролита, повреждений корпуса с протечкой электролита, разрушения пластин, значительного окисления клемм аккумулятора.
    • Поломки генератора – обрывы обмоток, проблемы с реле напряжения, выход из строя диодного моста, износ щеток, подшипника.
    • Проблемы с системой зажигания. Речь идёт о неисправностях свечей, катушки зажигания, об обрыве цепи или окислении контактной группы.
    • Деформации электропроводки – окисление в местах соединения (вводах, контактах, клеммах), обрывы, разрушение изоляции проводов, короткое замыкание проводки, нарушение целостности скруток.
    • Выход из строя компонентов электроники. Имеются в виду неисправности различных электротехнических приборов в цепях, устройствах и электрооборудовании авто (проводники, диоды, предохранители, конденсаторы).

    Как проверить проводку

    Провести диагностику электрооборудования можно с помощью вольтметра, омметра или мультиметра, специальных диагностических стендов. Проводится и компьютерная диагностика, во время которой происходит считывание кодов ошибок и основных показателей бортовой сети машины. Для самостоятельной проверки цепей и поиска неисправностей электрики достаточно одного мультиметра или сигнальной лампы.

    Используем мультиметр

    Предохранители в бортовой сети считаются наиболее «слабым» звеном в плане долговечности. При нештатных ситуациях (например, при коротком замыкании) предохранительные элементы «берут удар на себя», защищая остальную электрику и электрооборудование машины. Предохранители восстановлению не подлежат и во время ремонта заменяются.

    Проверяем напряжение

    Перед тем, как проверить проводку в автомобиле, необходимо замерить напряжение электрической цепи между отдельными компонентами и электрооборудованием. Прозвонить можно так:

    • Установить мультиметр в режим вольтметра.
    • Подсоединить один щуп измерительного прибора к «минусу» аккумуляторной батарее либо к массе машины.
    • Второй щуп подсоединить к подающему проводу цепи.

    Если на дисплее прибора появляется определенное значение, то на данном участке цепи электрической схемы есть напряжение. Можно сравнить значения с требуемыми в соответствии с руководством по эксплуатации автомобиля.

    Ищем короткое замыкание

    После измерения напряжения выполняют поиск короткого замыкания цепей. Для этого потребуются либо мультиметр, либо сигнальная лампа. Что касается лампы, то при исправной проводке и отсутствии замыкания она не должна загораться.

    Замыкание проводки, как и отсутствие напряжения (нулевое или бесконечное сопротивление в электрической цепи), свидетельствует о неисправностях в одном из 2-х компонентов:

    • Потребителя – электрооборудования, устройств, предохранителей, блоков.
    • Проводки – обрыв или замыкание проводов, плохие контакты проводки в месте соединения с потребителем.

    Проверку на замыкание можно выполнить и в режиме вольтметра. Для этого на проверяемом участке необходимо извлечь все предохранители, подключить щуп к клеммам предохранительного элемента. Значение «0» на экране свидетельствует о наличии замыкания в цепи. Если при попытке пошевелить провода в цепи появляется напряжение, значит, замыкание вызвано именно проводкой, потребуется замена проводов.

    Проверяем качество заземления

    В автомобилях используется однопроводная схема электропроводки – это означает, что «минус» идет на массу (кузов) машины. Однако коррозия металлических деталей, их окисление и разрушение, «разбалтывание» приводят к нарушению заземления и, как следствие, к нарушению контактов бортовой цепи.

    Проверка заземления, как и других элементов электрики авто, осуществляется с помощью мультиметра. Порядок действий следующий:

    1. Отключение АКБ.
    2. Подсоединение одного щупа мультиметра к кузову (металлическим деталям) машины.
    3. Подсоединение второго щупа к заземляющему элементу или месту соединения проводки.

    Выведенное на экран прибора значение следует сравнить с заводскими данными (руководство по эксплуатации авто). Если значения сильно расходятся, то необходимо провести восстановление заземления – зачистить металл в месте соединения, проверить надежность крепления.

    Проверяем целостность цепи

    Соединение проводов в электрической цепи автомобилей – одно самых уязвимых мест во всей электрике машины. Помимо разрушения изоляции, нарушения целостности и обрывов в местах соединения здесь также нередко возникает окисление контактов.

    Определить дефекты можно не только с помощью измерительного прибора, но и визуально. Если целостность цепи нарушена именно в месте соединения, то потребуется пайка проводов с разъемами.

    В противном случае необходимо найти поврежденный участок, для чего понадобятся сигнальная лампа или мультиметр.

    Ремонт электропроводки автомобиля

    Прозвонку и восстановление электропроводки автомобиля можно выполнить самостоятельно или в автосервисе.

    После определения неисправных участков, где имеются повреждение проводов, замыкание или обрыв, осуществляют их пайку либо полную замену.

    Обычная скрутка с последующим обжимом является не полноценным ремонтом, а лишь временной мерой – учитывайте это, если у вас нет возможности припаять места обрывов.

    Провода подбираются с такими же характеристиками, что и имеющиеся поврежденные (сопротивление, металл).

    Не следует устанавливать слишком длинные провода с «запасом», перекрученная открытая проводка под действием негативных факторов (перепады температур, влага, грязь) быстрее разрушается – это может привести к короткому замыканию цепи. При замене жгутов проводов с разъемами убедитесь, что контактные группы перед работами полностью зачищены от окисления.

    Уязвимым элементом электрики авто также считаются монтажные блоки, расположенные в подкапотном пространстве. Из-за разрушающего воздействия перепадов температур и влаги возможно нарушение защитного покрытия и последующих дефектов дорожек, разъемов для подключения жгутов проводов, реле, конденсаторов.

    Ремонт монтажных блоков, состоящих из монтажных плат, предохранителей и электротехнических компонентов, включает в себя пайку для восстановления дорожек и покрытие специальным защитным лаком, а также замену неисправных элементов и проводки, разъемов, зачистку контактных групп от загрязнений, окислений.

    Замена проводки авто

    При замене проводки в автомобиле обязательно отключают питание, в том числе отсоединяют и АКБ. Конечно же, это не мера предосторожности против удара током, а защита электрооборудования автомобиля от вероятного короткого замыкания, которое может возникнуть при проведении ремонтных работ.

    Иногда замену можно выполнить за 10-15 минут – например, если повреждены провода питающей цепи «АКБ-генератор». Если же нарушена целостность проводки в салоне, есть проблемы с заземлением, короткое замыкание в цепи бортового компьютера, то работы отнимут гораздо больше времени.

    И главное здесь – не ошибиться, поскольку неправильное подключение проводов (например, при нарушении полярности) может вызвать короткое замыкание, повреждение дорогостоящего электрооборудования и даже возгорание.

    Совет

    При отсутствии опыта в электротехнике и электромонтажных работах лучше обратиться в специализированный сервис за услугами автоэлектрика-профессионала.

    Источник: https://ddcar.ru/blog/elektrika/kak-otremontirovat-elektroprovodku-avtomobilya

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector